Магистрант Юридического факультета КФУ Синявский Алексей, обучающийся по магистерской программе "Международная защита прав человека", принял участие в научно-исследовательской стажировке в Вене. Стажировка проходила с 17 марта по 30 марта 2019 года в Postgraduate Center Венского Университета на магистерской программе Vienna Master of Arts in Human Rights. Программа является междисциплинарной и практико-ориентированной и предназначена для студентов с практически любым гуманитарным образованием уровня не ниже бакалавра. Основная цель программы состоит не только в предоставлении всеобъемлющих научных знаний в области прав человека, но и в обучении студентов практическим навыкам применения этих знаний в профессиональных условиях. Основной язык программы – английский.
Стажировка состояла из нескольких частей – посещение занятий по магистерской программе с понедельника по пятницу (9:00-15:30), работа с библиотеками, встречи и консультации. В целом, специальной программы для стажировки предусмотрено не было: была допущена полная свобода действий и посещение занятий было добровольным.
18.03.19 мне была назначена встреча в 14:00 с профессором Марианой Грандитс (Marijana Grandits), на которой она познакомила меня с коллективом (Mehdia и Tijana – младшие научные сотрудники, Georges Younes – руководитель программы (Programme Manager)) и дала план занятий текущей магистерской группы. Она также предоставила доступ ко всем материалам программы, к их личной библиотеке и принтеру. Кроме того, мне предоставили информацию о том, как попасть в главную библиотеку университета, а также в библиотеку Института Людвига Больцмана (которая работала только в понедельник и в среду с 9 до 12). Остаток дня я посвятил сбору материала из личной библиотеки, а также изучению магистерских работ. Все сотрудники оказывали максимальное содействие в поиске материала, а также помогали советами.
Занятия начались на следующий день. В группе было 25 студентов, более чем из 15 стран (Чехия, Испания, Словакия, Сербия, США, Австрия…) и с самым различным образованием (Международные отношения, международное право, политология, макроэкономика, философия, филология…).
Все занятия в Университете были интерактивными. Преподаватели всегда отзывчиво реагировали на вопросы аудитории, моделировали ситуации, объясняли трудные моменты максимально простым и понятным языком. Лекторами выступали: Marijana Grandits, Martin Kreutner, Rene Kuppe, August Gächter, Katrin Wladasch.
Обучение строится на рассмотрении «корзин» (baskets). Корзина включает в себя две недели занятий, сфокусированных вокруг одной темы или области прав человека. В марте было 2 корзины: миграция (права беженцев (в двух частях), Определение, статус и права беженцев и работа УВКПЧ, запрет торговли людьми, Лица, ищущие убежища и миграционная политика ЕС,
права детей и молодежи, права меньшинств), равенство и анти-дискриминация (Identity, Equality and Diversity, Recognising/defining (Non-)Discrimination), Different Concepts of Discrimination and how to work with them, Sociological Perspectives, Discrimination on the grounds of race and/or ethnic affiliation)
Обычное занятие содержит в себе лекционную, дискуссионную и практическую часть. В начале, когда студентам объявляют тему занятий, им предлагают в свободной форме порассуждать о том, что они думают по поводу текущего вопроса, исходя из своих знаний и опыта. Обмен мнениями нередко перерастает в дискуссии, в ходе которых устанавливается истина, не без помощи преподавателя. Дискуссии подкрепляются лекционным материалом, давая студентом прочную опору для рассуждений.
Во время лекционной части, та или иная тема прав человека рассматривается с точки зрения разных отраслей знаний: биологии, политологии, права, социологии, экономики, истории и т.д.
Практическая часть может быть разной. Стоит отметить, что преподаватели постоянно делили студентов на группы для выполнения самых разных задач. Например, на первом занятии всех студентов поделили на 4 группы, каждой из которых дали по кейсу. Целью каждой группы было самостоятельно рассмотреть ситуацию нарушения прав человека и ответить на несложные вопросы (кто совершил нарушение, кто жертва, какие статьи каких конвенций нарушены, как определяется в тексте то или иное понятие (например, дискриминация). После «воркшопа», студенты обмениваются результатами своих обсуждений с другими участниками в форме выступлений, а затем снова обсуждают результаты. На другом занятии группам предлагалось проанализировать Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов на предмет заимствований из других международных договоров. Каждая группа анализировала определенный перечень статей, сгруппированных вокруг одной темы (Например, экономические, социальные и культурные права).
На лекциях также использовали видеоматериалы (репортажи, выступления спикера, документальные фильмы)
В качестве формы контроля и проверки знаний, программой предусмотрены тесты. От одного до двух раз в неделю студенты в течение получаса проходят тест по прошлой теме, на основе предоставленного лекционного материала.
В ходе стажировки мною были посещены и использованы следующие библиотеки: главная библиотека Венского Университета, библиотека Института Людвига Больцмана, Австрийская национальная библиотека, Библиотека права Венского Университета. В библиотеках была представлена как классика западной научной мысли, так и новейшие статьи в области прав человека (университет подписан на все научные журналы). Плодотворный поиск принес результаты.
28 марта Мариана Грандитс организовала мне встречу с Вальтером Сантингером (Walter Suntinger), консультантом в области прав человека. Он имеет юридическое образование и большой опыт работы в области прав
человека и бизнеса. Его основная деятельность связана с консультированием крупных компаний (в том числе, нефтяных). Вальтер проконсультировал меня по теме моей магистерской работы, дал конкретные рекомендации, а также ссылки на литературу в области бизнеса и прав человека. Он ответил на все интересующие меня вопросы.
В пятницу 29 марта прошел последний день стажировки. С 9:00 до 14:00 было занятие по не-дискриминации (Non-Discrimination on the grounds of race and/or ethnic affiliation), лектором выступила Мариана Грандитс. В ходе занятия мы рассуждали об истоках расовой дискриминации, рассмотрев биологические, социологические теории о расах, а также исторические различия между рабством в Древней Греции, трансатлантической торговлей рабами, апартеидом и современной дискриминацией. Мы также посмотрели выступление видео-спикера о доминировании цветной дискриминации. В конце занятия был воркшоп, где студентов поделили на 4 группы и дали кейсы по теме дискриминации. После занятия было сделано групповое фото со студентами и преподавателями.