Какой должна быть школа сегодня? Что предложили министру образования лучшие учителя России? Об этом рассказывает абсолютный победитель конкурса "Учитель года-2012" - преподаватель русского языка и литературы из Москвы Вита Кириченко.
Вита Викторовна, как вам, учителю русского и литературы, идея со списком из ста книг для внеклассного чтения?
- Неплохая. Лишь бы не вышло, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Все, доведенное до абсолютизма, я воспринимаю с большой осторожностью. Кроме того, наличие списка не является гарантией прочтения книг. Мы, кажется, немного увлеклись модной идеей - сто книг, сто фильмов. Разумно, на мой взгляд, что это рекомендуемый, а не обязательный перечень.
По данным социологов, подростки 14-16 лет в первую очередь отдают предпочтение детективам и фантастике. А что читают ваши ученики?
- У кого-то после урока на парте остается Довлатов, у кого-то - Макс Фрай. Они, естественно, часто читают совсем не то, что я рекомендую. Но, что ценно, советуются, спрашивают. И я обсуждаю с ними их выбор.
Русский язык сегодня меняется, разрешены вариативные ударения и написания некоторых слов. Как вы относитесь к реформе языка?
- Язык - живой организм, он меняется всегда, но есть база, которая должна оставаться неизменной. Я против реформы орфографии, надеюсь, эта идея уже затихла надолго. Должны быть единые правила.
А что делать со словами из прошлого? Например, слово "нива" в стихотворении Михаила Лермонтова современные дети уже воспринимают с трудом. Сегодня "нива" - это машина такая.
- Да, такой процесс идет, и с этим ничего не сделаешь. Ведь мы в их возрасте тоже, наверняка, говорили на своем языке и недопонимали взрослых. Современные дети живут в совсем другом, отличном от нашего, информационном мире. И они не воспринимают огромное количество привычных нам слов. Не только "нива" вызывает трудности. У меня был случай, когда пришлось объяснять значение слова "босяк".
Какие сочинения пишут ваши ученики?
- Я очень люблю сочинения на свободные темы. Это лучший способ, чтобы ребенок вышел за рамки, проявился, высказался. Люблю тему "Кем быть, каким быть?" И детям нравится. Они раскрываются самым неожиданным способом. Работу одной ученицы я перечитывала несколько раз. Отвечая на вопрос "какой быть?", девочка написала: "Про нас думают, что мы поколение кока-колы и сникерсов, но когда будет нужно, мы встанем, как вставали на защиту наши деды". В контексте работы понятно, что ребенок написал это не для учителя, это было настоящее, нутряное. Такое дорогого стоит.
ЕГЭ по литературе вас устраивает?
- Часть С в этом экзамене мне кажется приемлемой. У ЕГЭ сложная судьба. Мы изначально приняли его в штыки и никак не можем от этого чувства освободиться. Несмотря на то, что с тех пор материалы к экзамену основательно "почистили". Я не противник ЕГЭ по русскому языку. Он дал возможность даже не очень продвинутому ученику самому сдать экзамен на положительный балл. Раньше, если ребенок был увлеченным математиком или физиком, а язык ему не давался, мы просто "рисовали" ему оценку. На ЕГЭ он может заработать ее сам.
Тем не менее, что нужно менять в ЕГЭ?
- По моим ощущениям, претензии к этому экзамену на 70 процентов необоснованны. Понятно, что ЕГЭ - не идеальная форма проверки знаний, особенно для одаренных детей. Но есть олимпиады, творческие конкурсы. А назвать идеальную форму оценки знаний, которая бы отвечала всем нашим требованиям, сегодня никто и не возьмется.
А сочинение?
- В прежнем формате, по моему опыту, сочинения как форма итоговой аттестации не соответствуют замыслу - проверке реальных знаний и умений по литературе и возможности творческого самовыражения ребенка. Каким должен быть формат - вопрос открытый. Если бы у меня была возможность, я бы последнюю часть С в экзамене по русскому языку заменила мини-сочинением по литературе, а тексты к этому заданию делала бы открытыми. Например, все бы знали, что в этом году пишем по Достоевскому. На весь экзамен дала бы 4 часа, совместив таким образом русский и литературу в одном ЕГЭ. Оставила бы даже структуру сочинения, которая предлагается: сформулировать проблему, высказать авторскую позицию, обосновать, почему вы с ней согласны или наоборот. Дополнила бы еще таким пунктом: "Обоснуйте роль данного эпизода в идейно-художественном своеобразии произведения". Этого не спишешь, и без знания произведения с этим заданием не справиться.
Какая основная проблема школы сегодня?
Достойно справиться с количеством нововведений. Реформа идет очень активно и бурно. Школе надо меняться, несмотря на ее консервативность. Она, конечно, будет всегда сопротивляться, из последних сил. В этом есть и плюсы, и минусы. За счет консерватизма школа, может быть, достойно переживает некоторые неоднозначные с точки зрения результата изменения. Но этот же консерватизм мешает быстро реагировать на происходящее вокруг, может тормозить ее развитие. Есть хорошее выражение: "Мы не достигнем того, чего хотим, если не сумеем быть благодарны тому, что имеем".