09 октября 2012
Сочинение на заданную тему.   Что предложили министру образования лучшие учителя России

Какой должна быть школа сегодня? Что предложили министру образования лучшие учителя России? Об этом рассказывает абсолютный победитель конкурса "Учитель года-2012" - преподаватель русского языка и литературы из Москвы Вита Кириченко.

Вита Викторовна, как вам, учителю русского и литературы, идея со списком из ста книг для внеклассного чтения?

- Неплохая. Лишь бы не вышло, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Все, доведенное до абсолютизма, я воспринимаю с большой осторожностью. Кроме того, наличие списка не является гарантией прочтения книг. Мы, кажется, немного увлеклись модной идеей - сто книг, сто фильмов. Разумно, на мой взгляд, что это рекомендуемый, а не обязательный перечень.

По данным социологов, подростки 14-16 лет в первую очередь отдают предпочтение детективам и фантастике. А что читают ваши ученики?

- У кого-то после урока на парте остается Довлатов, у кого-то - Макс Фрай. Они, естественно, часто читают совсем не то, что я рекомендую. Но, что ценно, советуются, спрашивают. И я обсуждаю с ними их выбор.

Русский язык сегодня меняется, разрешены вариативные ударения и написания некоторых слов. Как вы относитесь к реформе языка?

- Язык - живой организм, он меняется всегда, но есть база, которая должна оставаться неизменной. Я против реформы орфографии, надеюсь, эта идея уже затихла надолго. Должны быть единые правила.

А что делать со словами из прошлого? Например, слово "нива" в стихотворении Михаила Лермонтова современные дети уже воспринимают с трудом. Сегодня "нива" - это машина такая.

- Да, такой процесс идет, и с этим ничего не сделаешь. Ведь мы в их возрасте тоже, наверняка, говорили на своем языке и недопонимали взрослых. Современные дети живут в совсем другом, отличном от нашего, информационном мире. И они не воспринимают огромное количество привычных нам слов. Не только "нива" вызывает трудности. У меня был случай, когда пришлось объяснять значение слова "босяк".

Какие сочинения пишут ваши ученики?

- Я очень люблю сочинения на свободные темы. Это лучший способ, чтобы ребенок вышел за рамки, проявился, высказался. Люблю тему "Кем быть, каким быть?" И детям нравится. Они раскрываются самым неожиданным способом. Работу одной ученицы я перечитывала несколько раз. Отвечая на вопрос "какой быть?", девочка написала: "Про нас думают, что мы поколение кока-колы и сникерсов, но когда будет нужно, мы встанем, как вставали на защиту наши деды". В контексте работы понятно, что ребенок написал это не для учителя, это было настоящее, нутряное. Такое дорогого стоит.

ЕГЭ по литературе вас устраивает?

- Часть С в этом экзамене мне кажется приемлемой. У ЕГЭ сложная судьба. Мы изначально приняли его в штыки и никак не можем от этого чувства освободиться. Несмотря на то, что с тех пор материалы к экзамену основательно "почистили". Я не противник ЕГЭ по русскому языку. Он дал возможность даже не очень продвинутому ученику самому сдать экзамен на положительный балл. Раньше, если ребенок был увлеченным математиком или физиком, а язык ему не давался, мы просто "рисовали" ему оценку. На ЕГЭ он может заработать ее сам.

Тем не менее, что нужно менять в ЕГЭ?

- По моим ощущениям, претензии к этому экзамену на 70 процентов необоснованны. Понятно, что ЕГЭ - не идеальная форма проверки знаний, особенно для одаренных детей. Но есть олимпиады, творческие конкурсы. А назвать идеальную форму оценки знаний, которая бы отвечала всем нашим требованиям, сегодня никто и не возьмется.

А сочинение?

- В прежнем формате, по моему опыту, сочинения как форма итоговой аттестации не соответствуют замыслу - проверке реальных знаний и умений по литературе и возможности творческого самовыражения ребенка. Каким должен быть формат - вопрос открытый. Если бы у меня была возможность, я бы последнюю часть С в экзамене по русскому языку заменила мини-сочинением по литературе, а тексты к этому заданию делала бы открытыми. Например, все бы знали, что в этом году пишем по Достоевскому. На весь экзамен дала бы 4 часа, совместив таким образом русский и литературу в одном ЕГЭ. Оставила бы даже структуру сочинения, которая предлагается: сформулировать проблему, высказать авторскую позицию, обосновать, почему вы с ней согласны или наоборот. Дополнила бы еще таким пунктом: "Обоснуйте роль данного эпизода в идейно-художественном своеобразии произведения". Этого не спишешь, и без знания произведения с этим заданием не справиться.

Какая основная проблема школы сегодня?

Достойно справиться с количеством нововведений. Реформа идет очень активно и бурно. Школе надо меняться, несмотря на ее консервативность. Она, конечно, будет всегда сопротивляться, из последних сил. В этом есть и плюсы, и минусы. За счет консерватизма школа, может быть, достойно переживает некоторые неоднозначные с точки зрения результата изменения. Но этот же консерватизм мешает быстро реагировать на происходящее вокруг, может тормозить ее развитие. Есть хорошее выражение: "Мы не достигнем того, чего хотим, если не сумеем быть благодарны тому, что имеем".



Источник информации: Мария Агранович, Российская газета, №5905 (232)