Своими впечатлениями о зарубежной поездке делится директор Лицея им.Н.Лобачевского Елена Скобельцына.
В феврале 2008 года по инициативе начальника Управления образования г. Казани при поддержке Мэра г. Казани директора образовательных учреждений - победители конкурса на грант Президента России в рамках национального проекта "Образование" прошли стажировку на базе Академии повышения квалификации работников образования Российской Федерации. Это событие можно назвать одним из ярчайших в истории казанского образования. Во-первых, на стажировку были направлены сразу 35 директоров инновационных образовательных учреждений Казани; во-вторых, программа стажировки была эксклюзивной: мы познакомились с опытом работы не только одной из лучших гимназий г. Москва, но и ... с системой образования Германии и Франции! "Изнутри" посмотреть на европейскую систему образования: узнать, как строится образовательное пространство Германии и Франции, как живется учителю в этих странах, как оборудованы кабинеты (например, физики и химии), как происходит внедрение IT в учебный процесс - это большая честь и профессиональная удача.
Среднее образование в Германии традиционно находится в ведении местных органов власти - администраций 16 субъектов федерации (так называемых Земель или землячеств).
Обучение многоступенчатое, в течение 12 лет. Учеба начинается с 6 лет, учебные планы строго расписаны по часам по всем предметам. Наиболее престижным типом средней школы является гимназия, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета. Гимназии носят специализированный характер и традиционно имеют несколько типов: классические, естественно-математические и современных языков. Есть также инженерные, экономические и педагогические гимназии. Мне довелось посетить гимназию им. Кеплера и познакомиться с деятельностью этой знаменитой школы.
Это учебное учреждение интересно тем, что преподавание основано на базе педагогической концепции Монтессори. Дети обучаются в различных межвозрастных творческих группах, объединяясь в них по выбору предметов. Большой акцент при изучении школьной программы делается на самостоятельное усвоение знаний учащимися. Воспитанием детей занимаются только родители, в задачу гимназии входит организация учебной деятельности. Внеурочная деятельность очень разнообразна и поощряется, но если учитель не получил одобрения органов образования или директора гимназии, он не может вводить на уроках что-то дополнительное.
Школьной формы как явления нет, хотя существуют некоторые ограничения в одежде, джинсы, кофты, свитера, никаких декольте и украшений, есть футболки со школьной символикой. Большое внимание уделяется здоровому образу жизни учащихся. В гимназии очень оригинальный спортзал - трансформер, который разделяется раздвижными стенами на 3 зала. Имеет трибуну для зрителей.
Для индивидуальных занятий отведена целая лаборатория, так называемое - "ателье", которая оснащена отдельными кабинами и техническими новинками для самостоятельной работы. Причем лаборатория также имеет подвижные стенки.
Школьное обучение в Германии и Франции всеобщее, бесплатное и обязательное. Профессия педагога, преподавателя очень престижна.
Интересным разделом стажировки стало посещение выставки образовательных технологий "DIDACTA" в Штутгарте. Там было представлено все, что нужно для обучения школьников, начиная от оборудования кабинетов и заканчивая книгами и образовательной литературой. Характерно, что на выставке можно сразу заключить прямые договора о поставке необходимого оборудования.\
В Германии и Франции (ознакомились с деятельностью гимназии имени Гюстава Доре) совсем иначе организуется профилизация. Большое внимание перед поступлением в вуз уделяют профильному образованию, но нет упора на практику, как в российской системе образования. Образование очень демократично: школьникам предоставляется свободный выбор учебных программ, что позволяет расширить спектр образовательных услуг.
Интересным и значимым моментом стажировки стало посещение Штаб-квартиры Совета Европы в г. Страсбурге. Поразила масштабность деятельности Совета Европы по демократизации образовательных процессов, формированию системы гражданского воспитания детей и молодежи, основанного на общечеловеческих ценностях.
Приятно поразило, что по части внедрения информационных технологий, российские педагоги более гибки и восприимчивы к инновациям.
Стажировка дала возможность не только увидеть лучшие европейские школы, инновационные процессы в системе европейского образования, но и по-новому взглянуть на систему образования в нашей республике. Следует с удовлетворением отметить, что те перемены, которые происходят в последнее время в отечественном образовании, обеспечивают развитие ее конкурентоспособности. Если и дальше государство будет вкладывать свои инвестиции в будущее страны - в детей, то прогнозы на будущее можно строить оптимистические.