Настоящий курс закладывает основы базовых знаний о системах координат, используемых в ГИС. В наглядной и доступной форме даются все необходимые понятия, связанные с системами координат и проекциями.
Целевая аудитория
Этот курс создан для тех, кто испытывает трудности при совмещении данных, полученных из различных источников с различной пространственной привязкой; для тех, кто желает изучить способы регистрации растровых и векторных данных в географическом пространстве (привязка данных); научиться использовать все возможности системы ArcGIS для корректного совмещения данных, не имеющих пространственной привязки с данными имеющими таковую; для тех, кто желает разобраться с такими понятиями как общегеографическая и картографическая система координат, DATUM, линейные и угловые параметры систем координат, виды проекций и т.д.
Предварительные требования и рекомендации
Слушатели курса должны быть знакомы с основами работы с программным обеспечением ArcGIS 10.
Задачи:
Освоив программу настоящего курса, слушатели смогут:
Содержание лекционной части курса:
Содержание практической части курса:
Практическая работа № 1. Работа со слоями и картами.
Постановка задачи:
Севернее и восточнее г. Альметьевска проводились геофизические работы по наблюдению естественного электрического поля по профилям. Положение пунктов наблюдения определялось с помощью полевых приемников GPS в общегеографических координатах. В качестве топоосновы для проведения наблюдений использовались космический снимок на территорию Альметьевского района и топографическая карта масштаба 1:200000.
Требуется:нанести пункты наблюдения на топооснову, определить шаг наблюдения по профилю, выяснить в каких пространственных отношениях находятся профили ЕП с другими географическими объектами.Входные данные:alm_gr.img - снимок ASTER в видимом диапазоне съемки, пространственное разрешение 15 м ;фрагмент векторной топографической карты масштаба 1:200000, содержащий 7 тематических слоев в формате шейп-файла;coordinates.dbf - таблица, содержащая данные о местоположении пунктов наблюдения ЕП.
Практическая работа № 2. Проекции и измерения.
Постановка задачи:
В рамках международного проекта, посвященного изучению последствий осушения акватории Аральского моря, проводится сбор картографических материалов разных лет с целью изучения изменения береговой линии и площади акватории Арала в период с 1984 по 2001 гг. Для изучения изменения географии региона были собраны топографические карты разных лет издания и данные дистанционного зондирования.
Требуется: выявить общие тенденции в изменении формы береговой линии Арала в период с 1984 по 2001 гг., рассчитать во сколько раз уменьшилась площадь поверхности моря за указанный период времени.Входные данные:modis_2001_gk_z10.img- снимок MODIS 2001 года в видимом диапазоне съемки, пространственное разрешение 250 м, сохранен в проекции Гаусса-Крюгера зона 10 ;modis_2001_gk_z11.img- снимок MODIS 2001 года в видимом диапазоне съемки, пространственное разрешение 250 м, сохранен в проекции Гаусса-Крюгера зона 11 ;aralpoly.shp – шейп-файл, созданный в результате оцифровки топографической карты масштаба 1:200000 1984 года издания. Шейп-файл представляет площадь поверхности Арала на момент издания карты, сохранен в общегеографических координатах;
Практическая работа № 3. Регистрация растрового фрагмента по опорным точкам.
Практическая работа № 4. Совмещение данных из различных источников, работа с проекциями.
Практическая работа № 5. Зарегистрируйте входное растровое изображение в географическом пространстве и определите его систему координат.
Используемое в ходе курса программное обеспечение
Настоящий курс создан для работы со следующим программным обеспечением:
ArcGIS Desktop* | Версия |
ArcView | 10 |
ArcEditor | 10 |
ArcInfo | 10 |
*Только одна из перечисленных лицензий будет использоваться в классе |
Дополнительная информация:
По вопросам организации и проведения курсов обращаться к Черновой Инне Юрьевне,
E-mail: inna.chernova@kpfu.ru, тел. (843) 2337973,моб. тел. (904)7651375