Сегодня состоялась презентация научных кружков (объединений) ИТИС, где институт представил три основных направления студенческой деятельности – робототехника, виртуальная и дополненная реальность и отдельной слот был посвящен проектной деятельности 1 курса бакалавриата. Основную мысль презентации обозначил в самом начале директор ИТИС Михаил Абрамский, оговорив, что студенты ИТИС, как правило, максимально замотивированы на трудоустройство, начиная с первых курсов, необходимо это учитывать:
«Мы стараемся осмыслить кружки так, чтобы они ложились легко на такую парадигму студентов, чтобы они ее дополняли. В качестве лейтмотива кружковой деятельности мы взяли две вещи – междисциплинарность и наставничество. Для нас это чуть более важно т.к. наши студенты поступают с четкой мотивацией «найти работу». Кружковая деятельность - это возможность для них познакомиться с представителями других институтов, узнать другие сферы и поработать в них. Потому как в будущем им нужно будет собирать требования с представителей других сфер, что крайне важно в их работе.»
Наставничество еще один важный элемент научных объединений, т.к. это стимулирует студентов, магистрантов, аспирантов и школьников мотивировать друг друга.
«В прошлом году у нас открылась виртуальная учебно-практическая лаборатория наставничества «Mentor Lab». Студенты-менторы - это именно те студенты, которые выбирают себе в качестве специализации – наставничество. Они, будучи более или менее неплохими специалистами в своей предметной области, идут как наставники проектов студентов или школьников. Ментор - это не просто учитель, он может потом превратиться в тимлида или менеджера проектов, в преподавателя. Это предварительный шаг к такому роду деятельности.» - отметил Михаил Абрамский
Маршрут презентации начался с кружка по робототехнике, где студенты продемонстрировали несколько видов проектов. К примеру с колесным роботом PMB-2 и гусеничным роботом «Инженер».
«Я работаю с колесным роботом PMB-2, с его навигацией, также использую его для локализации, использую различные маркеры. Написанные программы тестирую в симуляторе Gazebo , потом переношу код на робота, он использует данные с радиосканера для постройки карты, потом может автоматически делать навигацию по построенной карте. Могу сделать карту этой аудитории и задать точки - откуда и куда ему направляться, а он сам построит путь, исходя из расположения объектов, будет их объезжать» - рассказал магистрант 2 курса ИТИС Артур Хазетдинов.
Есть и другие проекты с маркеры. Один из них – это следование дрона за роботом для того, чтобы дрон мог на него приземлиться и подзарядиться дополнительно. Работать с тем или иным роботом может любой студент. Для каждого выделяются разные слоты времени.
«Я занимаюсь как с реальным мобильным роботом Сервосила 'Инженер', так и занимаюсь созданием симуляционной модели. Таким образом можно будет проверить новые алгоритмы и не бояться, что реальный робот пострадает. Сначала тестирование на симуляции, а потом можно переходить к реальным роботам» - объяснила принцип своей работы Александра Доброквашина, магистрант 2 курса ИТИС.
И магистранты и бакалавры могут тренироваться в кружке на реальных роботах. К примеру, большая часть обучения у бакалавров проходит с роботами-манипуляторами. Они учатся ими управлять, программировать. Такое простое, казалось бы, действие как рисование – это процесс, который довольно сложно перенести на робота. Чему и обучаются студенты, дополнительно от основных занятий. С использованием камеры компьютерного зрения, чтобы распознавать объекты, и переносить их с конвейера, связаны уже более серьезные проекты, которыми занимаются магистранты. А вот где студенты могут проявить себя уже, начиная с первого курса, так это лаборатория DML. В ней студенты участвуют с самых ранних курсов. Умение создавать виртуальную и дополненную реальность крайне необходимый сейчас навык во многих отраслях, в разных формах.
«У нас заняты как бакалавры, так и магистранты и аспиранты. Мы вместе со студентами разрабатываем различные проекты. Много внимания у нас уделено разработке трехмерной графики, но это не всё чем мы занимаемся. Часть студентов изучает программирование, в том числе с применением технологий виртуальной и дополненной реальности. Т.е. мы создаем виртуальные пространства для работы, обучения, обмена опытом, знаниями. В основном студенты заняты такой работой, которая приносит пользу другим студентам, специалистам. Главная задача, конечно, это взаимопомощь, чтобы студенты постарше поопытнее помогали младшим курсам, у которых пока мало опыта.» - отметила Гульнара Сахибгареева, аспирантка ИТИС
Проекты научного кружка DML охватывают множество сфер. Это и симуляция существующих пространств с интерактивным взаимодействием, и различные тренажеры, к примеру, один из последних студенческих проектов – это тренировка поведения в стрессовой ситуации для учителей. Также есть проекты для студентов юристов, медиков и геологов. Для тестирования разработок используется специальная VR-площадка. Еще один проект, в разработке которого участвуют студенты в рамках научного кружка – это перчатки для виртуальной реальности. Студенты реализуют возможность действовать уже не контроллерами, которые не позволяют манипулировать какими-то мелки предметами, а перчатками.
«Мы хотим в дальнейшем использовать эту цифровую перчатку в частности для того, чтобы студенты-медики, которые в будущем будут проводить хирургические операции могли в наших перчатках, в нашем тренажере «Хирургия» выполнять мелкие манипуляции» - объяснила Гульнара Сахибгареева.
В завершении экскурсии делегация институтов и факультета КФУ ознакомилась с кружком проектной деятельности первого курса ИТИС. Кружок проектной деятельности работает с февральских каникул. Именно там студенты 1 курса смогли реализовать свой первый проект в команде. Сейчас кружок существует в рамках семестра, и в нем принимают участие 140 человек, разделенных на 2 потока.
«Цель предмета - показать студентам процессы совместной работы над проектом в команде, научить ребят слышать коллег и взаимодействовать с ними. На старших курсах они познакомятся подробнее с разными аспектами этой деятельности, а сейчас у них есть возможность быстренько разобраться в некоторых ее особенностях. В качестве кураторов выступают студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры ИТИС.» - рассказал технический куратор проектной школы, магистрант 1 курса ИТИС Артур Атнагулов.
На занятиях изучают сбор и описание требований для реализации проекта. После теоретической части ребята в командах пробуют описать требования по одной из предложенных идей. Далее рассматриваются возникшие в ходе этого проблемы. Оценить задачи по методике Planning Poker - это следующий этап. Среди выполняемых проектов студентов в рамках этого кружка: web-приложение для анализа цен на продукты, бот для проверки счетчиков (ЖКХ), интерактивное расписание, бот для поиска наиболее выгодного варианты покупки лекарства, телеграм-бот для навигации по инструментам наставничества в рамках института.
«Шанс командной проектной работы был дан нашему 1 курсу бакалавриата. У нас была зимняя проектная школа, сейчас уже идет весенняя проектная школа в виде кружка. В будущем проект будет существовать. Это то, что будет различать техническое образование внутри вуза от обучения на онлайн курсах» - подытожил директор ИТИС Михаил Абрамский.
Также в планах на будущее – кружок по научным выступлениям «ITIS BASS» (Battle Academia Slam Standup). Где будет объединено сразу несколько форматов, для того, чтобы студенты не просто выступали, а понимали разницу между форматами выступления, подбирая то или иное под нужное мероприятие.