Сегодня, 15 декабря, в шоуруме Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций КФУ состоялась защита дорожной карты развития этого подразделения. Хотя структурно оно относится к Институту социально-философских наук и массовых коммуникаций, конкретным шагам по развитию журналистского направления было решено уделить отдельное внимание.
О причинах такого решения, открывая заседание, рассказал ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров. По его словам, этот вопрос стоял еще при создании Высшей школы – ее хотели разместить таким образом, чтобы будущие журналисты были интегрированы, с одной стороны, в родственную гуманитарную среду, но могли развиваться самостоятельно.
«Мы рассматривали варианты, чтобы базировать Высшую школу журналистики в Институте филологии и межкультурной коммуникации, и в Институте международных отношений и востоковедения. Но в итоге выбрали Институт социально-философских наук, потому что журналистика – это тоже своего рода философия, и социология, так как открывает срез реальной жизни и реальных мнений людей. Кроме того, журналисты – это те, кто формирует общественное мнение, в том числе, и о нашем университете, и мы заинтересованы в том, чтобы уже в момент учебы прививать им наши идеи и ценности и через них нести их в общество», - заявил Ильшат Рафкатович Гафуров.
Именно поэтому индивидуальные особенности профиля получили и выделение в отдельную Высшую школу, и удостоились права самостоятельно формировать стратегию развития. При этом ректор напомнил, что дорожная карта ВШЖиМК должна коррелировать с вектором развития как института, к которому она принадлежит, так и всего университета, и предлагать решения, способные содействовать их продвижению.
Саму стратегию слушателям представил директор ВШЖиМК Леонид Григорьевич Толчинский. В первую очередь, он напомнил, что Высшая школа была создана в составе ИСФНиМК только в прошлом учебном году, а потому, впервые представляя дорожную карту, необходимо было осветить и некоторые итоги проделанной к настоящему моменту работы.
Сегодня Высшая школа концентрирует свою деятельность на образовании – по очной, заочной и вечерней форме здесь обучаются журналистике, медиакоммуникациям и рекламе и связям с общественностью, в общей сложности, 1163 студента и аспиранта. 83 из них – граждане зарубежных государств. Что касается профессорско-преподавательского состава, то это 42 человека, более 83 % из которых имеют научную степень. Все они, помимо работы со студентами, включены в активную научную деятельность – в 2016 году сотрудники кафедр обеспечили 30 публикаций в журналах баз данных Scopus и Web of Science, а только на октябрь 2017 года проиндексированы были уже 32 их публикации в таких журналах. К слову, в планах Высшей школы – нарастить это количество, к концу текущего учебного года достигнув показателя в 40 статей, а к 2020 году – 50 статей. И такая активность уже получила высокую оценку - в предметных рейтингах по направлению «Медиа и коммуникации» независимого британского издания Quacquarelli Symonds (QS), охватывающего более 4000лучших университетов со всего мира, КФУ уже присвоили мировой ранг «151-200», что соответствует первому месту по России.
Также планируется привлечь в штат как минимум одного зарубежного исследователя в 2018 году (к 2020 – трех), и активнее привлекать заказы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Таким образом, ожидается, что к 2020 году доходы от НИОКР вырастут с текущих 2,5 млн рублей до 4,4 млн. То же касается доходов от образовательной деятельности: если в 2017-2018 учебном году суммарно они составят 76 млн рублей, то к концу трехлетнего срока развития должны будут подняться свыше 101 млн. Предполагается, что этого удастся достичь вследствие закрытия бюджетного приема на направления подготовки ВШЖиМК на уровне бакалавриата уже с 2018 года.
К слову, именно вопрос привлечения собственных средств в бюджет школы стал особенно дискуссионным. Это подчеркнул ректор, призвав учиться зарабатывать на своей деятельности, продвигая на рынке, например, экспертный аудит медиа, создавая коммерческие медиапродукты, даже инвестируя в собственных ученых для дальнейшей монетизации их публикаций через прямые и косвенные продажи. Хотя позитивным моментом является ориентирование на сегодняшний медиарынок, необходимо мыслить стратегически и просчитывать его динамику в перспективе – это актуально как для привлечения НИОКР, так и для актуализации образовательных программ.
При этом, как подчеркнул Леонид Григорьевич Толчинский, первоочередной задачей должно стать переформатирование самой системы подготовки профессиональных кадров для сферы медиа: с учетом постоянно трансформирующейся вслед за изменениями в технологиях и обществе медиасреды необходимо сделать обучение специалистов более гибким и практикоориентированным. Это позволит не только довести до максимума востребованность выпускников у работодателей, но и содействовать складыванию новой модели медиа в Татарстане, России и даже на международном уровне. Поэтому Высшая школа продолжит уделять внимание созданию собственных проектов – например, в активной разработке как инновационный проект находится татарский детский мультимедиа-канал «Уен ТВ». Еще одной важной инициативой выступает разработка собственного IT-решения для мониторинга и аналитики СМИ, которую ВШЖиМК проводит совместно с Институтом вычислительной математики и информационных технологий.
Накапливаемый опыт планируется транслировать даже на федеральный уровень в формате центра образовательных и научно-исследовательских программ по направлению «Медиааналитика». Это поможет воплотить принятую в КФУ концепцию «Университет 3.0»: трансфер технологий будет осуществляться через эту и другие, в том числе профориентационные, дискуссионные и консалтинговые площадки. В то же время, базы практик для студентов уже функционируют – это студенческий телеканал Univer TV, радио U-FM, печатные и онлайн-издания. В том числе деятельность этих каналов направлена на содействие коммуникации университета с медиа. Еще один аспект концепции будет реализовываться в развитии междисциплинарности. Так, планируется ввести с 2018 года ряд образовательных программ – например, по кибераналитике, медиаменеджменту, социологии медиа, графическому дизайну и фотоделу – которые будут вводиться совместно с другими институтами и высшими школами КФУ. Также активная работа предстоит в области расширения приема на программы повышения квалификации и создания для этого специальной площадки.
Эта инициатива получила одобрение, однако проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Альбертович Таюрский уточнил, что действовать нужно смелее.
«Я вижу, что вы предлагаете внедрять новые программы и у себя – например, «Трэвэл-журналистика» – и взаимодействуя с другими институтами, но не вижу конкурентного продукта. И графический дизайн, и медиаменеджмент представлены у наших конкурентов, но почему не пойти на опережение и не занять уникальную нишу, предложив абитуриентам, хотя бы на уровне аспирантуры, например, программу по научной журналистике? На сегодня такие профили подготовки существуют только в нескольких топовых вузах мира, но, думаю, и мы можем позволить себе рискнуть», - пояснил он.
Предложение аудиторию заинтересовало, причем наибольший энтузиазм проявили представители отнюдь не профильных институтов. Например, проректор по биомедицинскому направлению, директор Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Андрей Павлович Киясов заявил о назревшей необходимости и желании исследователей активнее освещать свою деятельность в СМИ, а директор Института психологии и образования Айдар Минимансурович Каллимулин посетовал на то, что журналисты из существующих непрофильных изданий редко обладают компетенциями для грамотной подачи узкоспециализированной информации. Если не отдельный профиль подготовки, то хотя бы специальная дисциплина в учебном плане студентов-журналистов могли бы отчасти решить эту проблему.
«Вы говорите, что ориентируетесь на рынок, и там нет места для тематических авторов. Но посмотрите: докладывая о трудоустройстве выпускников, Леонид Григорьевич рассказал, что многие потянулись в больницы, там предлагают рабочие места, значит, там нужны такие профессионалы. Это же касается крупных компаний, ведомств, организаций – они все сегодня элементы рыночных отношений, и вполне могут выступать работодателями для ваших выпускников. Вы говорите, там низкий процент трудоустройства? Он мог бы быть выше, если бы наши журналисты умели не только писать, но обладали бы и знаниями в сфере деятельности компании-работодателя», - согласился Ильшат Рафкатович Гафуров.
Так предложение стало одним из ключевых поручений по доработке дорожной карты Высшей школы: курсы «специализации» могут появиться в формате лекций в ВШЖиМК от преподавателей, приглашаемых из других профильных институтов и рассказывающих о специфике своей научной области. Кроме того, преподаватели Высшей школы могут в ответ вести спецкурсы по взаимодействию со СМИ для будущих представителей других профессий. К слову, оформить эти и другие программы можно будет в виде онлайн-курсов, переходя к реализации концепции уже «Университет 4.0».
Среди других аспектов, нуждающихся в дополнении, ректор КФУ снова назвал коммерциализацию научных разработок и программ дополнительного образования, напомнил о важном ресурсе в лице студентов, которых нужно активнее подключать к работе университетских медиа в качестве практики, а также о потенциале этих медиапродуктов как работодателе для собственных выпускников. По мнению ректора, работа по каждому из этих направлений способна приносить доход и позволит вывести Высшую школу на полное самообеспечение, а значит, активнее мотивировать сотрудников и привлекать новые научные и педагогические кадры самого высокого класса. Здесь, однако, Ильшат Рафкатович уточнил, что университет не собирается «отрезать» подразделение от общего бюджета: ректорат готов инвестировать в отдельные проекты, а общеуниверситетская политика по повышению заработной платы, конечно, не обойдет и сотрудников ВШЖиМК. Напомним, что плановое повышение зарплат пройдет в университете с начала 2018 года и составит как минимум 4 % в общем и до 10 % для отдельных категорий среди профессорско-преподавательского состава.
Итогом многочасового обсуждения стало принятие дорожной карты Высшей школы, однако пока лишь в виде проекта. После доработки, которая обязательно должна включать уточнение сроков реализации поставленных задач, а также объемы запрашиваемого финансирования и ожидаемого дохода, документ будет окончательно принят.