4 марта 2021 на кафедре религиоведения состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Религия и наука: трансформация религиозности в модернизирующемся обществе (к 150-летию публикации труда Э. Б. Тайлора «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев»)».
В рамках пленарного заседания с приветственным словом к участникам конференции обратился директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Михаил Дмитриевич Щелкунов. С докладом, посвященным творческому пути и научному наследию Эдуарда Бернарда Тайлора, выступила к. филос. н., старший преподаватель кафедры религиоведения КФУ Надежда Николаевна Александрова. Далее слово было предоставлено к. филос. н., доценту БГПУ (г. Уфа) Марине Ринатовне Бигновой с докладом «Проблема аксиологических ориентаций обучающихся в современном религиозном образовании: к постановке проблемы». Завершил пленарное заседание выступлением на тему динамики развития религиоведения д. филос. н., профессор КИУ (г. Казань) Олег Дмитриевич Агапов. После пленарного заседания работа конференции продолжилась в секционном формате.
Модераторы секций подвели итоги работы конференции и поделились своими впечатлениями.
Модератор секции «Пути трансформации религии в древности и современном мире» д. филос., н., профессор кафедры религиоведения КФУ Юлия Григорьевна Матушанская: «На секции присутствовали все докладчики. Гостья из Москвы Алима Якубовна Фурманова, из ПСТГУ, выступала с докладом об особенностях религиозных ценностей религиозных и нерелигиозных руководителей. Доклад сопровождался красочной презентацией и был основан на обширном материале полевых исследований. Всеволод Анатольевич Погасий в своём выступлении рассмотрел религию как текст и предложил семиотико-культурную модель религии как текста. Одним из лучших и самых запоминающихся докладов было выступление нашего магистранта из Афин Спиридона Меласа о понятии Логос в античности и христианстве. Вызывает восторг тот факт, что докладчик говорит на том языке, из которого к нам пришла философская и христианская терминология и знает тонкие семантические нюансы каждого слова. Юлия Тихоновна Тулянская углубила тему своих исследований о религиозных дискурсах в сотериологических и экклезиологических дискуссиях современных российских протестантов. Особенное впечатление оставило выступление Альфиры Мидехатовны Юртаевой про религиозную тематику в музыке Баха. Доклад сопровождался фрагментами произведений композитора, как в записи, так и собственном исполнении докладчицей на скрипке. Логическим продолжением данного выступления был доклад аспиранта 3 года обучения кафедры религиоведения КФУ Вадима Вячеславовича Максимова про христианское мировоззрение в рок музыке, в частности в творчестве Боба Дилана, Элвиса Пресли и др. Секция прошла очень плодотворно. И мотивировала участников и слушателей к новым научным исследованиям».
Модератор секции «Христианство в контексте модернизационных процессов», канд. ист. наук, доцент кафедры религиоведения КФУ Владимир Николаевич Рогатин: «Секция прошла хорошо или даже отлично. Лучшие доклады у магистрантов кафедры религиоведения Г. А. Головнева и Т. Р. Хуснутдинова. Гость из Санкт-Петербурга - П. Ю. Цветков - представил свой взгляд на деятельность пастора в интернете в условиях пандемии. Магистрант КФУ М. В. Чернобровкин тоже представил актуальную тему. Каждый доклад сопровождался оживленным обсуждением».
Модератор секции «Ислам в контексте модернизационных процессов», ст.преподаватель кафедры религиоведения КФУ Ильшат Фердинантович Гимадеев: «на секции лучшим стал доклад магистранта КФУ Татьяны Клячиной «Влияние местной культуры на религиозную идентичность арабов-мигрантов, проживающих в Республике Татарстан». Доклад был выслушан с интересом, на вопросы слушателей были получены исчерпывающие ответы».
Модератор секции «Религиозная, этническая и историческая идентичности в меняющемся мире: прошлое и современность», канд. филос. наук, доцент кафедры религиоведения КФУ Регина Ринатовна Фазлеева: «На нашей секции все доклады достойны внимания, так как в каждом была затронута редкая и нетривиальная тема. Особенно выделялись доклады 1. Вавилова Павла о генеалогии архаичных техник экстаза - было много вопросов и уточнений, что заняло львиную долю времени от работы всей секции. Интерес вызвала оригинальная попытка автора применить метод психоаналитической реконструкции шаманизма и, шире, научного анализа внутреннего религиозного опыта; 2. заслуживает внимания доклад Гольцмана Виктора о религиозном двоеверии в народной религии удмуртов - настолько эмоционально и искренне автор говорил о постепенном исчезновении редкой удмуртской культуры; 3. Особо отмечу доклад о зороастризме как способе формирования религиозной идентичности современных курдов Ковалева Виталия: он очень увлекательно и компетентно рассказал о том интересном факте, что курды в политически непростое для них время пытаются построить свое национальное и культурное самосознание на фундаменте древней религиозной традиции: оказывается мы до сих пор имеем крайне скудное представление вообще о том, что такое зороастризм, не говоря о том, что он стал крайне актуальным явлением современности».
Модератор секции «Традиции и новации в христианстве: история и современность», д. филос. наук, профессор кафедры религиоведения КФУ Анатолий Кириллович Погасий: «У меня все доклады были лучшими. Самый актуальный был у А.А. Беляева («Евангельские христиане постсоветского пространства во время пандемии COVID-19: догматические и литургические вызовы в изменяющемся контексте»), потому как посвящён богословским проблемам современной ковидной жизни церквей».
Модератор секции «Иудаизм, ислам, буддизм и политеистические религии в современном мире и в прошлом» ст. преподаватель кафедры религиоведения КФУ Евгений Нафисович Хамидов: «На секции было заслушано четыре доклада. Три доклада были посвящены вопросам ислама и специфики его функционирования в современном обществе, учитывая специфику эпохи цифровизации. Докладчики предложили обратиться к классическому исламскому наследию в поисках ответа на вызовы современного общества.
И один доклад был посвящён проблемам функционирования синагоги в период глобального локдауна и пандемии. Докладчик рассматривает допустимость замены очного присутствия на богослужении присутствием виртуальным и затрагивает сложности, с которыми столкнулись верующие в период невозможности очных встреч и общения. И как раз последний доклад, Л. М. Бимбата (РГГУ, г.Москва) оказался самым интересным, отчасти потому что описывал конкретную ситуацию работы религиозной организации в эпоху цифровизации».