17 июня 2022 года в Доме татарской книги, точнее, в музее истории татарской литературы (музей татарского писателя Шарифа Камала) состоялась встреча клуба «Гыйлем», которая была посвящена истории и перспективе развития науки и знаний на татарском языке. Дискуссия была организована директором музея истории татарской литературы Айдаром Шайхиным в рамках первого научно-популярного проекта на татарском языке «Гыйлем» («Наука»).
Эта встреча была посвящена доктору философских наук, Мансуру Абдрахманову (1912 — 1972), заведующему кафедрой философии (с 1958 по 1972 гг.), профессору, доктору философских наук, «Заслуженному деятелю науки ТАССР», кавалеру орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени. Главной темой дискуссии, конечно, была личность М.И. Абдрахманова, приумножавшего профессиональный и научный уровень философских кадров Поволжья, укрепившего роль кафедры философии Казанского университета. Но эта тема задала новый вектор размышлений о современном теоретическом и философском статусе общественного сознания, реализуемого на татарском языке. И это не праздный вопрос, и не вопрос политической повестки – в татарской культуре есть мощная татарская литературная и научная традиция, начиная с первых форм государственности в Средневековье. Центральные вопросы дискуссии: возможно ли в современных условиях и в перспективе говорить о развитых формах философского мышления, самосознания, науки (преимущественно социально-гуманитарной) на татарском языке? Почему, начиная с советской эпохи эти функции в татарской культуре выполняют преимущественно только литература и искусство? Разумеется, этому есть объективные политические причины: исторические реалии не позволили полноценно развивать социо-гуманитарную составляющую (и не только на татарском языке). Но сегодня, по существу, это вопрос встраивания национальной культуры в изменившиеся реалии Русского мира, в мировые цивилизационные процессы.
Таким образом, эта дискуссия затронула многие вопросы, возникшие в 90-е годы на волне интереса к татарской культуре, ее истории. И тогда, и сейчас серьезный интерес к проблеме перемежается с обычными спекуляциями на тему об отсутствии философского потенциала татарского языка.
В 1966 году М.И. Абдрахмановым был написан первый учебник по философии для студентов вузов на татарском языке «Диалектический материализм» — «Диалектик материализм». Это была серьёзная заявка на обозначение теоретического и философского ресурса татарского языка. Разумеется, автор вряд ли предполагал будущий общественный резонанс, вызванный выходом книги. По существу, произошла проблематизация, оформившаяся в 90-е годы, вызвавшая к жизни труды И.И. Ганеева, И. Р. Саттарова, К. Т. Гизатова и других авторов по философии.
В дискуссии с научным докладом выступила доцент кафедры общей философии ИСФНиМК Казанского федерального университета З.З. Ибрагимова. Участники ознакомились с содержанием учебного пособия по философии «Диалектический материализм», написанным Мансуром Ибрагимовичем Абдрахмановым. Состоялся обмен мнениями, впечатлениями, воспоминаниями. Несомненно, это учебное пособие заслуживает особого изучения не только как документ эпохи, но и как талантливо написанный прекрасным литературным и философским языком труд.
Одним из главных итогов этой встречи можно назвать общее мнение о необходимости формирования экспертного сообщества интеллектуалов в нашей республике, участвующего в создании актуальных мировоззренческих ответов на общественные запросы, имеющих смысл для каждого в республике, независимо от его этнической принадлежности.
Ссылка на запись: https://vk.com/video-183652767_456239145