Каким мы знаем нашего директора, кто он, разгадаем ли мы код его философского мировоззрения, чего не приемлет его душа, какими принципами руководствуется на своем посту, кем дорожит и как проводит свое нерабочее время...
***
Михаил Дмитриевич Щелкунов, коренной казанец. Как рассказывает про себя - пришел в университет пешком. В младших классах учился в школе №18, а закончил знаменитую 131-ю школу, выпускники которой, по определению, (смеется) все шли пешком в университет. Поэтому, когда Михаил Дмитриевич поднимается по университетской улице, вспоминает, сколько же лет прошло с тех пор, как были сделаны по ней первые шаги. Этой тропинке уже 45 лет.
Близкие друзья директора - в основном бывшие сокурсники-одногруппники. Их число невелико, а с годами в силу естественных причин лишь уменьшается. Самые близкие друзья из числа совсем не философов, не ученых. Главное, что нас сближает, говорит Михаил Дмитриевич, это то, что все мы «выкормыши» университета. Это старая университетская гвардия, выходцы из 70-х «застойных» годов. В понятие дружба вкладывает безоговорочное уважение к человеку. Стремление помочь в беде и разделить радость. Дружбу расценивает как взаимные обязательства.
Трепетно и с любовью вспоминает своих учителей в жизни, в науке, в профессии - В. Н. Комарова, давшего путевку в философию, и М. Б. Садыкова, привившего ему университетские ценности.
С улыбкой рассказывает об увлечениях, на которые остается все меньше времени. Когда-то закончил музыкальную школу по классу «фортепьяно», играл в художественной самодеятельности на аккордеоне и гитаре. Теперь только позволяет себе слушать музыку, самую разную, но классика остается вне конкуренции. Книги читает серьезные, любит кино.
Автолюбитель с тридцатилетним стажем. Его нынешний Mitsubishi АSX– шестой по счету автомобиль. Но до сих пор не может забыть первую машину – легендарные «Жигули» первой модели...
Синоним отпуска для директора – приёмная кампания. До середины августа отпуск ему и не снится. Отдых предпочитает организованный. За свою жизнь посетил около двух десятков зарубежных стран, но все поездки носили научный и деловой характер, «чисто» отдыхательных не было. Единственный раз за 40 лет работы в университете профком университета выдал ему путевку в санаторий «Крутушка» по программе «Мать и дитя» (смеется).
Нерабочего времени у нашего директора практически не остается. Чтобы все успевать, надо жить на работе. Так советует наш ректор. Вот я и стараюсь следовать этому совету, подытоживает Михаил Дмитриевич.
***
Корр. Михаил Дмитриевич, после приказа о создании нашего Института на базе двух подразделений КФУ прошло два года. Можно говорить об итогах работы объединенного Института? Что мы потеряли, а что приобрели в результате объединения. И что в структуру КФУ это привнесло?
- Два года не такой большой срок, чтобы делать какие-либо окончательные выводы. Налицо, что институт за два года «устаканился», все уже почувствовали себя членами одного коллектива, есть слаженность в работе кафедр, отделений, выстроена управленческая структура. Главное достижение в том, что, с одной стороны, в одном коллективе оказались направления подготовки и кафедры, которые традиционно тяготеют друг к другу, я имею ввиду кафедры бывшего философского факультета и кафедру социологии. С другой стороны, у Института есть уникальное достоинство: часть кафедр составляют люди, занимающиеся фундаментальным гуманитарным образованием и наукой, а часть сосредоточена в практико-ориентированных направлениях, в первую очередь в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций. В соединении этих двух полюсов в образовании и науке видится уникальность нашего института. Но сказать, что все мыслят одинаково по-инсти-тутски, одинаково осознают масштаб задач, готовы к плотному взаимодействию, пока не приходится. Это процесс очень не быстрый. Здесь есть над чем работать.
Корр. В Институте три отделения. Одно из них Вы возглавляете сами. А можно кратко сказать - какова роль отделений в общеинститутском масштабе?
- У каждого отделения есть свое лицо. Отделение философии и религиоведения – это в первую очередь подготовка кадров для работы в мировоззренческих секторах общества, в таких областях, как философия, религия, теология. Здесь задают планку общегуманитарному образованию, которая во многом является образцовой для остальных. Если угодно – здесь стоят на страже традиционных академических ценностей, интересов, без которых невозможно представить деятельность любого классического университета, тем более такого, как наш.
У социально-политического отделения свое лицо. Отделение сочетает фундаментальность образования, научных разработок с их ориентированностью на деятельность общества, его институтов, на общественные отношения в целом. Это специалисты, которые, если, например, говорить о социологах, должны чувствовать градус общественных настроений, измерять и анализировать общественное мнение. Политологи занимаются такой стороной общества, как политические институты и политические структуры. А конфликтологи следят за тем, чтобы в обществе не возникали конфликты на политической, религиозной, социальной и других почвах. Что касается направленности Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций, ее назначение очевидно – это практико-ориентированное подразделение, которое занимается подготовкой выпускников в сфере медиакоммуникаций, отвечающих запросам современного дня; сочетанием фундаментальной университетской подготовки с современными журналистскими, медиа-, PR- и другими технологиями, без которых немыслимо представить быстро развивающееся медиапространство. Соединять два этих начала – совсем не простая задача.
Корр. Михаил Дмитриевич, есть ведь предстоящие события и мероприятия в ИСФН, о которых бы хотелось рассказать публично? Как-то их проанонсировать.
- Традиционные мероприятия случаются каждый год. Это, во-первых, очередная приемная кампания. Ждем неплохой набор, ориентированных абитуриентов. Была проведена большая работа, но как говорится, «цыплят по осени считают». Следующее мероприятие - это участие нашего Института, в первую очередь религиоведов, теологов, философов, социологов в торжественных мероприятиях, посвященных закладке памятного камня на месте воссоздания Казанского собора Чудотворной иконы Богоматери на территории нынешнего Богородицкого монастыря. События знаковые, с присутствием высших иерархов РПЦ, государственных деятелей, они состоятся с 19 по 21 июля, в том числе и на площадке федерального университета. КФУ, в частности наш Институт вместе с ИМОИВ, является одним из организаторов Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Это участие неслучайно, поскольку наш Институт - единственный в РТ и один из немногих в Поволжье - готовит специалистов в области теологии. Конференция станет формой расширяющегося диалога между православной и светской наукой и образованием. Это новая возможность взглянуть на одни и те же проблемы с разных мировоззренческих позиций. Мы - с философской, коллеги со стороны церкви – с теологической, богословской. Такой диалог сейчас общепризнан. Следующее мероприятие – подготовка к большому международному форуму «Сбережение человечества как фактор устойчивого развития», которое пройдет в сентябре в Казани с самым активным участием ученых КФУ и нашего Института.
***
Корр. Михаил Дмитриевич, Министерство образования и науки, как правило, «заказывает» вузам в основном «технарей», при этом ажиотаж на гуманитарные направления подготовки не ослабевает. Как в Институте социально-философских наук КФУ, несмотря на слухи, что гуманитарное образование теряет свою актуальность, обстоят дела с конкурсом?
- Вопрос острый, злободневный. Я пишу достаточно много об этом в специальных источниках и выступаю публично. С одной стороны, потребности в гуманитариях, если подходить чисто экономически, когда речь идет о бюджетных местах, ниже, чем требуется государству. Согласно официальным данным Росстата за прошлый год, выпуск гуманитариев в вузах страны в три раза больше, чем это надо обществу, народному хозяйству. С этой точки зрения государство вправе спросить, особенно по нынешним - не самым лучшим с экономической точки зрения временам - насколько правильно тратить государственные деньги на подготовку будущих безработных. С другой стороны, несмотря на сужающееся государственное финансирование, интерес к гуманитарным направлениям не ослабевает. И расширение сектора платного образования отвечает запросам аудитории. Кратко ситуацию обозначить можно тезисом: денег бюджетных на подготовку гуманитариев нет, но если ты в будущем хочешь связать свою жизнь с обществознанием и человековедением, плати за это сам! И люди платят. Только в нашем институте почти 2/3 учащихся - платники. Поэтому конкурсы в целом не снижаются. По итогам прошлого года конкурс на разные направления в Институте составил от 9 до 14 человек на место. Это не идет ни в какое сравнение с конкурсом на естественнонаучные специальности.
Корр. Что Вы посоветуете абитуриентам? Как выбрать профессию? Чем уникальна учеба в ИСФН? Вот человек поступил, а что дальше?
- Мы приглашаем тех, кто готов учиться и переучиваться, то есть учиться всю жизнь. Ждем тех, кто любит самостоятельно и критично мыслить, не полагаясь на то, что кто-то подсказал или повелел. Мы приветствуем движение по различным направлениям подготовки. Уже сегодня есть прецеденты, когда студент заканчивает бакалавриат по одному направлению, а магистратуру выбирает по другому. И все в пределах нашего Института. Абитуриентам я бы пожелал одного: после периода адаптации, не спеша, по зову души, пытаться найти себя в самых различных сферах. И всегда помнить, что если есть желание, всегда будут возможности: учась на одном направлении, параллельно учиться на другом или, по крайней мере, закончив одну ступень, перейти на другую. Все это в нашем Институте делается органично и только приветствуется.
Корр. Ежегодная работа предполагает цикличность событий. Скажите, а чем новым мы будем «завлекать» абитуриентов в приемной кампании-2016? Какие направления подготовки предлагает Институт? Стоит ли ждать изменения спроса на ту или иную специальность?
- Работа по рекрутированию будущих абитуриентов идет постоянно. В Институте выстроена стройная система работы в этом направлении: Малый институт, Школа молодого журналиста. Целый ряд кафедр - политологии, социологии, связей с общественностью - проводят собственные олимпиады, чтобы «завлечь» или сделать мониторинг будущих абитуриентов. Неплохо работают волонтеры. В июле-августе мы пожинаем плоды того, что было наработано в течение года. Те, кто жаждут себя видеть студентами нашего Института, должны иметь для этого и соответствующий уровень подготовки, и уровень платежеспособности, если речь идет о договорных местах.
Общее число бюджетных мест на все десять направлений подготовки – 305. Это больше, чем когда-либо ранее. Основной акцент делается на расширение магистерской ступени. Хотя и по бакалавриату у нас практически все направления, кроме конфликтологии, получили бюджетные места. Помимо того, мы впервые осуществляем долгожданный набор на два новых направления – «Телевидение» и «Медиакоммуникации». Оба направления пока платные, но, уверен, здесь недобора не будет.
Корр. Кстати, о контрактном обучении. Сколько оно стоит?
- В бакалавриате в зависимости от направления в пределах от 80 тыс. до 100-110 тыс. руб. в год. На сайте КФУ вся исчерпывающая информация представлена в полном объеме.
Корр. Наверное, в такой среде можно говорить о большой популярности магистратуры? Скажите, много ли программ, много ли студентов?
- Из 305 мест бюджетных 152 места - это магистерские места. Мы с гордостью можем сказать, что магистерский уровень сегодня предлагает 30 программ. Согласитесь, это довольно широкий спектр, и коллеги-препода-ватели постоянно работают над его обновлением. Например, впервые запускаются программы «Философия как искусство жить», «Транснациональная миграция и религиозная адаптация» (на английском языке), «Социология управления инновационными процессами», «Корпоративный конфликтменеджмент» и др. В силу разных причин профили бакалавриата меньше нуждаются в дроблении и увеличении. А вот магистерские программы, которые требуют в первую очередь исследовательских усилий учащихся, должны быть представлены в широком научном ассортименте.
Корр. Скажите, что нового или стабильно устоявшегося в отношении аспирантуры?
- По закону об образовании в РФ, принятом в 2013 г., аспирантура отнесена к уровню высшего образования. Главная ее особенность в том, что она сочетает для аспиранта необходимость образовательной подготовки: занятия по расписанию, учебные дисциплины, зачетные сессии с одновременной подготовкой итоговой научной квалификационной работы - кандидатской диссертации. В этом сложность обучения в современной аспирантуре.
Корр. Многие говорят, что наукой человек занимается только в аспирантуре, якобы, все, что раньше — это просто учеба. Расскажите, как реализуют себя в науке студенты ИСФН? Есть ли у них возможности для этого?
- Научная деятельность ИСФН – отдельная тема для разговора. Наши студенты активно занимаются исследовательской работой. Успешно участвуют в крупнейших студенческих конференциях, скажем, в Международном молодежном научном Форуме «Ломоносов-2016» в МГУ. Немало и студентов-специальных стипендиатов Правительства РФ, Президента РТ, Оксфордского, Потанинского фондов за особые успехи в научно-исследовательской деятельности. Есть выдвинутые на конкурс Российской академии наук за лучшую публикационную активность и т. д. Работают два замечательных студенческих научных клуба: «Эйдос» у философов, «Логос» - как междисциплинарная площадка. Только что вышел первый номер студенческого электронного научного журнала «Номос», который будут регистрироваться в качестве местного СМИ.
Корр. У студентов ИСФН множество возможностей. Скажите, а есть ли в Институте механизмы, мотивирующие ребят учиться хорошо? Ведь повышенная стипендия тоже в каком-то смысле возможность...
- Я не думаю, что традиционная повышенная стипендия - главный мотиватор. Если говорить о материальной стороне, то есть целый перечень именных стипендий, стипендии различных фондов, крупных государственных институтов, размер выплат которых в разы превосходят повышенную стипендию. Такие стипендии студенты выигрывают по конкурсу, благодаря своим достижениям в учебе, науке, общественной работе, творческой деятельности. Кроме того в нашем Институте создана атмосфера, для которой характерен индивидуальный подход к каждому студенту. У нас ведь нет потоков по 150-200 чел., это располагает каждого человека найти себя, в чем-то утвердиться, проявить свои творческие способности.
***
Корр. Михаил Дмитриевич, а партнерские связи у Института налажены? Какие возможности в связи с этим у преподавателей и студентов?
- Наши партнерские связи широки. В творческом отношении мы сотрудничаем не только с крупнейшими научно-образовательными центрами европейской части - это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, Саратов, Новосибирск, но и со многими центрами Восточной и Западной Европы. Это Германия, Бельгия, Англия, Чехия, Финляндия, Польша, Болгария. Отношения, которые мы развиваем, способствуют росту нашей международной академической репутации. Для преподавателей – это возможность посмотреть, как работают их коллеги за рубежом, найти общие интересы и общие проекты. Для студентов - побывать в атмосфере западноевропейского вуза. В конечном итоге все это способствует поднятию общей эрудиции, культуры обучающихся. В этом состоит глобализация образовательного пространства .
Корр. Хотелось бы спросить о наболевшем, об экономическом кризисе. Как на развитие вуза в целом и на наш Институт в частности влияет кризис?
- Не стоит считать, как иногда делают по наивности некоторые коллеги, что если в экономике страны дела обстоят «не ахти», то университет как бы стоит в стороне, и его это не касается. Да, статьи расходов, связанные с заработной платой, стипендиями, пособиями, являются защищенными. Но мне, как директору, очевидно общее сужение экономических ресурсов и возможностей. Главное изменение состоит в том, что расходы, которые традиционно финансировались из централизованных средств КФУ (приобретение оборудования, ремонт инфраструктуры, командировочные расходы, другие выплаты) теперь переносятся на плечи института. В этом чувствуется уменьшение государственного финансирования, секвестры, оптимизация штатов и многое другое. Все это объективно, но, тем не менее, мы остаемся на плаву: нет увольнений, нет снижения зарплаты у НПР, продолжается выполнение целого ряда программ, в том числе проекта 5/100. В этом, безусловно, - заслуга руководства университета, которое делает все, чтобы изыскать в нынешних условиях новые ресурсы.
***
Корр. Хотелось бы задеть и внеучебную тему: как работу в этом направлении вы оцениваете, и что нового видите для улучшения?
- Если говорить о социально-воспитательной работе, то в ИСФН она находится на достойном уровне. Я могу поблагодарить наших активистов, замдиректора Р. П. Баканова. Показатели нескольких лет доказывают, что Институт, как правило, обретает место в тройке призеров на Студенческой весне, постоянно занимает призовые позиции в интеллектуальных конкурсах, у нас победы в номинациях «Студент года», «Куратор года», «Лучшая студенческая группа». В моем кабинете горделиво стоят призовые статуэтки конкурсов - все только за первые места!
Корр. Михаил Дмитриевич, скажите, Институту социально-философских наук есть чем гордиться? Как вы думаете, почему учиться в КФУ престижно?
- Нашему Институту можно гордиться своей социальной миссией. Если посмотреть на направления подготовки, то, не отрицая их международного значения, очевидно: мы в первую очередь готовим кадры для Татарстана, Приволжского федерального округа и всей России в целом. Остро востребованы конфликтологи, социологи, религиоведы, политологи, журналисты, пиарщики. И это не выпуски «в никуда». Это кадры для важнейших сфер общественно-политического и социально-культурного развития общества.
Корр. А выпускники как-то помогают Институту? Особенно, известные. Кем вы, кстати, можете похвастаться? Выпускники нашего Института, кто они?
- Смотря, что иметь в виду под помощью. Если говорить об информационной поддержке, позиционировании в публичном пространстве - то да, много делают выпускники журналисты. Хорошо работают наши выпускники-полито-логи, в частности А.Прокофьев, депутат Госсовета РТ. Но непосредственно спонсорской материальной помощи мы, к сожалению, не чувствуем. Наверное, сами не дорабатываем. С выпускниками надо работать активнее, причем такую работу надо начинать со студенческой скамьи. Тем более, если вспомнить, что у нас много легендарных выпускников, именами которых можно писать историю Института.
***
Корр. О научной деятельности ИСФН мы уже рассказывали устами вашего заместителя. А Ваши персональные научные достижения? Можете поделиться темами и направлениями ваших научных исследований, расскажите о Ваших публикациях.
- Честно говоря, очень не просто совмещать директорские функции с занятием наукой. Но, памятуя, что пример руководителя - лучший пример, стараюсь. Почти 10 с лишним лет периодически выигрываю гранты РГНФ, по их результатам пишу книги в соавторстве со своими коллегами (см. фотографии), публикуюсь в Scopus, в достойных российских и зарубежных журналах. Типичный пример - правительственный Альманах «Поиск. Альтерна-тивы. Выбор», редколлегия которого специально заказала мне статью, связанную с образованием. Стараюсь участвовать в конференциях, но по причине высокой занятости выбираюсь только на Всемирные конгрессы философов. Очередной ждем в Пекине в 2018 г. Предметы моих научных интересов уже 20 с лишним лет – философия образования, философия культуры, философия науки.
Корр. Вы по призванию философ, а физик по образованию. Как это получилось?
- Весьма нередко люди с естественнонаучным образованием приходят в философию. Я не исключение. Физика фундирует развитие всех естественных наук, это их базис. Не зная физики, сложно разобраться в химии, биологии, геологии и т. д. Точно также базисом социально-гуманитарных наук выступает философия. Физика научила меня доходить до сути вещей, «копать до упора». Поэтому, когда начинаешь знакомиться с гуманитарными науками, хочется докопаться до истинных причин. А это означает путь в философию.
Корр. Что вы можете сказать о ваших коллегах, каков он сегодня портрет вверенного вам Института?
- У нас большой коллектив. Чуть больше 130 ставок научно-педагогических работников, четверть из них доктора наук, почти 60 % кандидаты наук, средний возраст 47 лет. Сравнительно молодой Институт. Все люди у нас уникальны, в каждом есть изюминка. Каких-то незаметных, серых, стертых я не знаю. Каждый по-своему интересен, какую бы должность ни занимал - от ассистента до завкафедрой. Большинство является классными профессионалами. Коллеги по директорату - замечательная компания. Здесь опыт одних сочетается с молодостью и энергией других. У нас очень дружная команда, члены которой понимают друг друга с полуслова. Хорошо представляют специфику управления крупным научно-образовательным учреждением. Все беззаветно преданы Институту и очень трудоспособны.
***
Корр. Какие самые важные качества директора, на ваш взгляд, должны присутствовать у руководителя?
- Быть компетентным в своем деле, всегда помнить, что основным движителем всех начинаний и всех побед является коллектив, а ты его лишь возглавляешь. Самое сложное - находить баланс между «хотелками» коллектива и тем, что диктует начальство. От этого во многом зависит искусство управления. При этом надо иметь трудоспособность и не быть формалистом. Умение строить свое дело, отделять главное от неглавного. А для университетского руководителя, помимо сказанного, - преданность университету.
Корр. Чего никогда не должен делать руководитель? Что самое сложное в работе руководителя?
- Не всегда руководитель должен идти на поводу у коллектива, если уверен, что актуальные задачи, которые ставятся, не получают полного одобрения коллег. К сожалению, должен быть иногда жестким, способным принимать непопулярные в сообществе решения. Руководитель не имеет права обижаться на подчиненных, быть мелочным или злопамятным. Руководитель не должен чураться СМИ. Я, например, стараюсь всегда откликаться на просьбы журналистов, и своей открытостью даже снискал их благосклонность. Про них правильно говорят: на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал! (смеется). Собственным примером, убеждением, словом, поступком нужно уметь отстаивать то, что тебе дорого.
Корр. Что позволяет Вам, как руководителю, работать в это непростое время?
- Помогает преданность университету. Вера в то, что несмотря ни на какие барьеры и конъюнктуры сегодняшнего дня, университет, его преподаватели, и студенты останутся на высоте положения. Времена приходят и уходят, но университет остается.
Корр. Как завоевать любовь и уважение сотрудников?
- Быть профессионалом в своем деле, сохранять порядочность, оставаться открытым для людей.
Корр. Что может омрачить Ваше настроение?
- В деловом отношении - когда запланированные, поработанные и обеспеченные ресурсами цели не достигаются. Не люблю некомпетентных в своей должности и своей деятельности людей. Не выношу «подковерных» интриг, сплетен, слухов.
Корр. За что Вы цените людей?
- За профессионализм, порядочность, открытость и продвинутость. Люблю тех, кто чувствует вкус времени, одевается и ведет себя современно. Я, например, не сторонник строгого дресс-кода для студентов. То, как молодежь общается, во что одевается, как себя ведет - это нормально, так и должно быть. К сожалению, в силу возраста не могу позволить себе присоединиться к ней в этом плане. Но при этом вспоминаю свою молодость - клешеные брюки, волосы до плеч, гитарные переборы в стиле битлз.
Корр. Продолжите фразу. Философия для вас это…
- Неплохая попытка жить в гармонии с миром и с самим собой. Есть еще две замечательные - религия и искусство. Это способы, чтобы человек ощущал себя без особого напряга в отношении природы, общества и самого себя. Каждый спасается по-своему. Я - философией...
***
Интервью условно подводит итоги прошедшего учебного года и вписывается в день рождения нашего директора. Именно сегодня, 25 июня, мы всем коллективом, от лица всех преподавателей, сотрудников и студентов, поздравляем Михаила Дмитриевича Щелкунова с днем рождения!
Vivat Academia
Vivant professores!
Vivat Academia
Vivant professors
Vivat membrum quodlibet,
Vivant membra qualibet
Semper sint in flore!