Представляем третье из запланированных интервью. На этот раз с Романом Петровичем Бакановым, заместителем директора ИСФН по социальной и воспитательной работе. В беседе с корреспондентом редакции Роман Баканов рассказывает о своем участке непростой и интересной работы.
Роман Петрович Баканов. Кто он: требовательный преподаватель или регламентированный заместитель директора, веселый человек с особым чувством юмора или научный деятель, наращивающий персональный индекс Хирша и наиболее часто цитируемый в разных научных и публицистических изданиях. Точно одно, он всегда в окружении студентов, которые нескончаемым потоком бегут в его кабинет на 15 этаже, где долгими вечерами горит свет. Еще Роман Петрович - это и социальная поддержка, и место в общежитии, и праздник Студенческой весны, и спортивная эстафета по Кремлевской улице. Баканов - это и строгий взгляд из под очков на проказников и нарушителей, это и известный журналист, блогер, медиакритик. Многогранная личность со своей университетской и житейской историей, которую он пишет 35 лет!
Корр. Сколько на этом посту, Роман Петрович, Вы уже работаете?
- Уже идет восьмой год. И при третьем директоре. Осваиваю пространство в третьей команде директоратов-деканатов. Все направления моей деятельности – разноплановые. И работа видится в роли координатора-организатора, в первую очередь. Но работая с массами, приходится быть разным, в том числе играть и снегурочку на мероприятии, а жизнь повернет иной раз так, хоть тамадой становись. Но это всегда интересно.
Корр. Роман Петрович, личность Вы многогранная, работа у Вас разнонаправленная. Подскажите, какие вопросы в нашем Институте курируете и в чем особенность вашего рабочего дня?
- Основные шесть направлений социальной и воспитательной работы в Казанском федеральном университете и есть моя, зачастую ненормированная, работа в этой должности. Разделим по блокам.
*** Социальная работа***
- Это не только организация социальной поддержки, которая предполагает распределение денег нуждающимся активистам и студентам-бюджетникам. Если это соизмерить в целом - получится от общей деятельности процента два-три. Социальная работа это, прежде всего, профилактика различных негативных последствий, разных неприятных историй, которые могут случиться.
Наш Институт с каждым годом все больше и больше. И в этом смысле мы где-то схожи с поселком, где могут быть разные чрезвычайные ситуации, а это жизнь. Там, где нет жизни – нет ничего. Я не хочу что-то оправдывать, но, тем не менее, все вычистить и отполировать – не наша задача. Считаю, что наша общая задача профилактически воздействовать на студента и, прежде всего, собственным примером подавать нормы поведения. Социальная работа это и волонтерство (спортивное и социальное - тоже разные формы), и повседневная работа с малообеспеченными гражданами, сиротами, инвалидами, со студентами из неполных семей и разными категориями студентов, которые учатся в институте. Никогда не делил и не собираюсь делить студентов на бюджет - не бюджет. Я за человеческий подход. Важным моментом выступает координация и кураторство студентов - очень ценное звено в структуре управления всем социальным процессом.
***Работа с иногородними студентами, проживающими в общежитии***
- У нас более трехсот студентов живут в общежитии. Первый и второй курсы – в Деревне Универсиады, третий-четвертый курсы и магистры – в Студенческом городке. Социально-бытовые условия – это быт и комфорт, это все то, что мы привыкли видеть в домашней жизни. Дом у иногороднего студента - это его общежитие. Скажу больше, что студента ничего не будет интересовать: ни учеба, ни читальный зал, ни другие дела, пока не решены элементарные бытовые вопросы. Плохо, если у него болит голова о том, где и как он сегодня будет спать. Вот тут нужна помощь и решение социально-бытовых проблем, это уже ко мне!
Да, все решить я тоже, наверное, не в силах, но постоянно работаю в тесной взаимосвязи с Департаментом по моложенной политике Казанского университета, с другими подразделениями, так что контроль и реальная помощь, думаю, есть.
***Воспитательная работа***
- Это важнейшее и самое сложное направление с тонкими гранями. Работая с живыми людьми, много внимания уделяю и документам, и регламентам, но по инструкциям буква к букве работа не получится. Считаю, что нельзя воспитывать по бумажке, надо воспитывать по зову сердца. Еще труднее воспитывать по социальной сети, не видя человека. И поэтому работа идет напрямую, лично, в полном тесном контакте, и самое главное непрерывно. Есть и оперативные поручения, тут и социальные сети подключаю – очень удобная форма. Но донести что-то важное - тут только живое слово. Прежде всего, надо «услышать» сердца ребят. Да и свое я им постоянно открываю. Глаголом жги сердца людей – это про меня!
***Культурно-массовое направление***
- Студенты - народ талантливый, много чего могут сделать, выкладываясь от души на брендовых мероприятиях, которые в Институте бывают ежегодно: «Студенческая весна», «Поезд здоровья», «Маёвка», «День первокурсника», посвящение в первокурсники, конкурсы и викторины. Все это нужно курировать. Да, у нас есть культмассовый организатор – студент четвертого курса (группа 13.3-203) Валентин Юшко, который ведет эту тему, но все равно приходится подсказывать, помогать, подставлять плечо. Все вопросы обсуждаем коллегиально. Надеюсь, что наш слаженных творческий коллектив продолжит традицию по завоеванию высоких мест по итогам университетских фестивалей.
***Спортивное направление деятельности***
- Спорт в КФУ поставлен на высоком уровне, и наш Институт всегда принимает участие в чемпионатах, спартакиадах, в том числе среди профессорско-преподавательского состава. Все кубки, уютно расположившиеся в этом кабинете, сами за себя говорят. Почти все они в основном пока еще не за учебную работу. Больше всего здесь победных кубков за спорт, есть, конечно, и за общественную работу, все они институтские, пропитанные энергетикой азарта, успеха, достижений в волевой борьбе.
*** Работа с иностранными студентами***
- Важное направление со своими проблемами и множеством объективных сложностей. Иностранные студенты, у нас их несколько десятков, пока еще не все вовлечены в общественную жизнь. Хотя есть иностранные студенты, активисты и общественники, как например, спорторг ИСФН – студент третьего курса Руслан Галиахмедов (группа 13.2-302). Активный парень из ближнего зарубежья! Есть и старосты, они просто молодцы. Понять ребят можно, они, в первую очередь, приехали учиться. Но мы со студактивом Института стараемся заинтересовать их, увлечь творчеством и спортом.
Корр. Что-то все-таки, Роман Петрович, есть в Вашей работе такого, что не прописано в должностной инструкции, так сказать нечто негласное?
- Одно негласное есть исполнение моей «должностной роли» - это я и мой кабинет в роли «жилетки». Надо давать ребятам выговориться, надо дать им возможность излить душу.
За семь лет административной работы уже много повидал. Могу отметить, что социальное напряжение в обществе сегодня значительное. Это ощущается всюду: и в отношениях, и в поведении, и в окружении. Студент не всегда же под нашим бдительным оком. Вот занятия кончились – все ушли домой, а кто с кем и в какой компании? Моя задача в хорошем смысле знать о студентах все.
Вы знаете: везет на хороших ребят, на адекватное восприятие которых я всегда надеюсь. Хотя есть одна общая на всех головная боль: любят наши студенты работать по ночам. А ведь администрация института работать им не разрешает. Потому что мы в таком случае не знаем, в каких условиях студент на самом деле находится. Студент дневной формы обучения считается занятым. Работа – это его учеба. В каком он состоянии придет на пары после ночной смены? Он успеет выспаться? А если что-то случится - кому претензии будут в таком случае предъявлять родители? А они будут – но не только своим детям. Поэтому не бегать официантами и подрабатывать в ресторанах и кафе надо, а интеллектуально работать на себя, на Институт.
Конечно, все не станут общественниками. Но учиться этому надо. Активный студент и в общественной жизни успевает, и хорошо учится. Важно работать над дисциплиной и самодисциплиной. Сверхзадача моя и всех преподавателей научить этим качествам, не теряя человеческих отношений.
Корр. В названии Вашей должности сливаются два понятия. Что из них главнее-важнее или они равноценны? В чем отличия и сходства воспитательной и социальной работы?
- Отличие социальной и воспитательной работы - ты работаешь не на себя, ты работаешь на других. Вот оформление социальной поддержки, вот заполнение бланков, вот порядок по оказанию материальной помощи, все это для ребят. Я часто слышу, когда домашние мои мне откровенно говорят, что хватит работать на других, пора и на себя! Но я понимаю, что здесь, как десантники говорят: «никто, кроме нас!» Наше деятельностное поле очень широко. Заместители директоров по социальной и воспитательной работе осваивают все те просторы, которые еще никем не изведаны.
Но надо помнить, что мы работаем с живыми людьми, с понимающими ребятами. Они пришли сюда не только диплом получить, но и профессиональное развитие. Нельзя в приказном тоне разговаривать. Приходится работать, понимая, что это очень хрупкая ткань. Открывать свою душу, и просить, чтобы тебе открылась другая. И не факт, что тебе твой собеседник откроется. Но стремиться к этому надо. Помня о взаимном уважении, нельзя переходить определенную грань. Можно физически показать свои преимущества, можно и померяться силами, но этим проблему не решить.
Очень осторожным надо быть со словом, ведь им можно не только взбодрить, но и покалечить. Воспитательная работа, как на лезвие ножа, потому что мы работаем с душой человека. А в душу можно плюнуть, ее можно порвать и растрепать, сердце можно разбить. И в наших руках, чтобы не допустить такого.
Могу сказать, что социальной и воспитательной работой нельзя заниматься без интереса. Нельзя в этой работе ходить и жаловаться на жизнь, нельзя ходить с поникшим носом и увядшим настроением! Что ж тут будет-то? Не люблю приказы, такие бумаги меня настораживают, я-то умею и без такой бумаги работать, пока еще могу и без документа организовать живую работу.
Корр. В работе со студентами, которыми Вы много занимаетесь, есть место и для их ближайших наставников, имею в виду кураторов. Расскажите об этой стороне взаимодействия?
- Работа с кураторами академических групп – важное дело и еще одна сторона. С кураторами сложнее немного. Это взрослые люди. Они разные, сформированные. Здесь другой стиль работы - куратор это все же старший коллега-воспитатель. Куратор, знающий группу лучше меня, и есть главный проводник идей в студенческие массы. Групп много, а я один. Наверное, меня на всех не хватает. Приходиться работать по-всякому. Отрицаю какую-либо форму «надзирательства». У нас присутствует совершенно иной стиль – стиль диалога и взаимного уважения.
Кураторов академических групп в ИСФН много: с 1 по 3 курс в ИСФН 43 куратора, которые от КФУ получают небольшое дифференцированное материальное вознаграждение в зависимости от курса обучения курируемой группы. В традициях некоторых кафедр курировать ребят до окончания университета. Нам удалось сохранить кураторов даже в группах малой численности, невозможно было бы объединить разных людей, с разной подготовкой и разным менталитетом. Это та команда старших воспитателей, которые и определяют точечную работу с нашими студентами.
Корр. Есть какой-то секрет, как оставаться в таком постоянстве при сменяющемся окружении?
- Если Вам нравится, то работать буду! (Смеется). А секретов и рецептов у меня нет. Хотя одно точно знаю, работать надо только тогда, когда интересно. И задача сделать так, чтобы интересно было круглосуточно.
Корр. Получается, по долгу службы, Вам приходится быть единым в нескольких лицах? Есть предпочтения?
- Я административную, журналистскую и кафедральную работу не делю. Хотя всегда административной работе предпочту творчество.
Корр. Кубками и дипломами обставлен весь кабинет. Ведь у каждого, наверное, своя история успеха. Расскажите нам, пожалуйста, про тот, который связан с самыми горячими воспоминаниями, у которого больше азарта в достижении!
- Вот, например, кубок Фестиваля Лиги КВН-2006. А это статуэтки за участие в традиционной весенней легкоатлетической эстафете по Кремлевской улице. Здесь пока нет первых мест, но вот в позапрошлом году мы были пятыми в женской эстафете. Очень этим достижением гордимся. Следующая статуэтка за второе место в конкурсе «Лучшая академическая группа-2014» среди старших курсов. Ну, а самое большое число кубков спортивных. Третье место за 2014 год в спартакиаде студентов 1 курса, второе место было отмечено дипломами дважды в 2013 и 2015 годах. Есть награды по отдельным видам спорта - шахматы, мини-футбол, плавание. Но самый почетный кубок, за который все борются – это мини-футбол. Это в КФУ главный вид спорта. Не знаешь, кто принесет и не принесет тебе сюрприз. Это всегда лотерея!
Подробнее расскажу про очень дорогой для меня кубок за мини-футбол-2014. Взяли мы его два года назад. Цвет той команды Руслан Гатауллин, Александр Громыко. Очень интересные ребята. К кубку полагалась еще и медаль, на ней логотип 210-летия университета. Все это осталось у нас. Чем мы очень гордимся.
Далее на подоконнике стоит кубок Победителям соревнования, выигравшим среди первокурсников в мине-футболе. Принес его нам, по большей части, Данил Зайнуллин, в прошлом выпускник ШМЖ, сегодня первокурсник. История очень азартная: в основном времени игры команда продержалась со счетом 1:1, но упорный Данил нам позволил выйти в финал, потому что на последней секунде он протолкнул мяч в ворота экономистов. Вообще ребят спортивных у нас немало. Каждый диплом и кубок – это своя история.
Женский баскетбол стоит отметить отдельным словом. Здесь была своя история победы. Центровая по баскетболу наш социолог Маша Хрулева, выступала за «Казаночку», сейчас играет в Пензе. Я там побывал в декабре на конференции и дал интервью местному телеканалу. Она меня увидела! Надо же: смотрела телевизор! Так что в следующий раз в Пензе не только медиакритикой займусь, но и пойду болеть на спортивные трибуны за женский баскетбол. За наших! А ведь когда-то было, что две женские команды играли и не знали, что делать с мячом, не знали, куда его кидать, вспоминать тут можно много, все родное и дорогое.
Корр. Кого тяжелее организовать на общественную деятельность и спорт, девчонок или парней? Кто легче на подъем?
- Даже не знаю. Одинаково, наверное. Не скажу что легко, одинаково нетяжело. Но нелегко! У нас как-то традиционно женские виды спорта культивируются: женский баскетбол, женский волейбол, женская эстафета. В составе нового Института мы как-то выровнялись. Среди стоящих дипломов есть третье место по спортивному ориентированию. Вот даже такие есть награды у нас.
Вот третье место в фестивале «День первокурсника» 2015 года. Нашей творческой группе еще дали диплом в номинации «Оригинальный режиссерский сценарный ход». Конечно, был у нас Гран-при «Студенческой весны» в 2012 году. Мы это шоу помним и опять хотим повторить этот жгучий успех. Для меня все ценно. Иногда есть победа - концерт не помню, а вот есть и такое, что нас жюри не отмечает дипломом, а я концерт запоминаю на всю жизнь. Личности у нас есть всегда. Есть казусы и проколы, творческие находки. Все это запоминается. В «Студвесне» мы до Гран-при шли строго по нарастающей! Практически каждый год что-то получаем и берем разные места в своей группе.
***А теперь - анонс!***
- В этом году ждем с нетерпением новую версию студенческого праздника весны от режиссера-постановщика, студента, культорга Института Валентина Юшко, собравшего новую команду. 16 марта в 17. 30 часов в УНИКСе будем болеть за наших. Выступаем в одной программе с Институтом филологии и искусств им. Льва Толстого. Играем мы в этом году первыми. Приходите! Это событие нельзя пропустить! Именно здесь у всех студентов есть шанс себя проявить. В подготовке концерта задействован актив - около сорока человек. Много участвует первокурсников. Прощу всех поддержать наших ребят, потому что не бывает артиста без зрителя, а творца без произведения!
Студенты нашего Института – творческие люди, посмотреть на выступления которых - стоит! Они хорошо понимают и ценят зрителя, знают, что такое поддержка и отзывчивость аудитории. Секретов и тайн открывать не буду. Я человек суеверный. Регламент у нас 60 минут. И это событие, наверное, самое массовое для Института. Сейчас началась подготовка к студенческому «Маршу памяти» по улице Кремлевской, который запланирован на 30 апреля. Жду это масштабное событие с нетерпением.
Корр. Много мероприятий на Ваших плечах, все они такие разные и по срокам и по массовости. За один календарный год можно собрать богатое творческое и спортивное портфолио. Так?
- Можно. Традиционно ежегодно готовим и группы, и кураторов, и старост на конкурс «Лучшая академическая группа». Участие в конкурсе «Студент года КФУ» – одно из важных событий в жизни Института. Наши студенты участвуют если не во всех, то в очень многих происходящих в университете и за его пределами мероприятиях и событиях.
Могу сказать, что у нас все поступательно, собираем неспешно свою историю побед и достижений. Ни одно из них не пришло между делом. Все институты готовы к победам, команды сплоченные. Потому планировать, сколько и чего мы на выходе возьмем, – трудно. Не загадываем. Спорт и состязания на сцене – разное. Как тут можно планировать?
Корр. Роман Петрович, Вам приходится, организуя ребят на мероприятия, отрывать их от учебы. Как на это смотрят коллеги-преподаватели?
- Во-первых, стараюсь не злоупотреблять «общественностью» студентов. Когда отрываться от учебы приходится, тогда делаем студентам освобождение. Коллеги-преподаватели идут навстречу. Я и сам как «препод» весьма строг. Обоюдно решаем проблемы.
Корр. Роман Петрович, а чем Вы занимаетесь вне стен университета?
- А я бываю вне его стен? (Смеется). Мне повезло, что почти все мои проекты связаны с университетом: преподавательская и научная работа, Школа молодого журналиста… Жизнь за пределами университета есть, но и она вся тоже творческая: читать, писать, считать, все время что-то делать. И личного пространства мало. Разве что летом возможностей больше. Мероприятия какие-то выездные, на теплоходе люблю. Садишься на теплоход… И меня летом дней сорок точно нет. И вот тут я не только вне стен университета, сказал бы, тут-то даже вне берегов. Это все для души. Мне больше нравится внегородская жизнь, в городе летом душно, а я не очень люблю жару. А если учитывать, что живем мы в Казани на 10-м этаже блочного дома, то даже и кондиционером не спасешься.
Вообще я люблю фестивали и конкурсы и с удовольствием участвую в них. Интересны и «Волжские встречи», и «Золотое перо-Алтын Калям», и другие проекты. Любые поездки воспринимаю как лучшую возможность знакомства с людьми. Люблю посмотреть, чем люди дышат, перенимать опыт, изучать новое. Вообще люблю, когда людям вокруг хорошо.
Корр. Роман Петрович, а профессию журналиста тогда не случайно Вы выбрали, кстати, скажите, почему?
- Не знаю. Трудный для меня вопрос. Не думал я до десятого класса поступать на журфак. Не знал, что такое журналистика, хотя первая моя публикация в газете случилась в 10 классе и на татарском языке (!). Я всегда хотел, до 9 класса точно, связать свою жизнь с рекой. Всё! Я уже тогда знал, что ходить по морю – это наука, ходить по реке – это искусство! И меня это больше прельщало. И летние проекты на туристических теплоходах – это где-то отголоски той мечты. Река, ее берега, пейзажи, рассветы-закаты…
Корр. Так и хочется спросить о домашних Ваших, о детстве и юношеской поре, наверное, из 90-х, так?
- Мое детство прошло в Кировском районе Казани. Теплые воспоминания: поселок 40-го завода, двух-трех этажные дома, в некоторых и удобств не было. Жили дружно, почти все друг друга знали. Припоминаю старинные тополя, которые не только тополиным пухом "славились", но и здорово укрывали в зной от солнца. Мы, не знавшие социальных сетей, с пацанами пропадали во дворе. Помню, едешь на велосипеде, во дворе тишина, у подъездов нет никого, а из открытых окон слышатся диалоги из мексиканских телесериалов. В момент показа в те времена пустели улицы, а ты мчишься и не думаешь, что там да как. Интересно было. В одном из дворовых гаражей как-то устроили себе первый, недолго просуществовавший, спортзал. Помню и построенные на спор или для игры детские штабы из деревянных магазинных ящиков. Есть, что вспоминать! В декабре 2002 года, в сильный мороз, наша семья переехала на Кварталы. Я тогда был на пятом курсе журфака.
Корр. Как Ваши родители относятся к такой круглосуточной занятости?
- Плохо. Родители видят меня редко, иногда по телевизору. Хотя мама и папа меня поддерживают, но требуют жить и для себя, не только для других.
Корр. Образный вопрос: берега свои видите? Что там?
- Надо, во-первых, защищаться, надо больше творчества. Во-вторых, обзаводиться семьей. Жениться думаю. Хотя такой сюжет чуть не случился на втором курсе университета, но я вовремя остановился. (Смеется).
Корр. Назовите важные составные имиджа Романа Баканова?
- Не грустить и всегда дарить людям праздник. Я как-то слабо работаю над своим имиджем. Играть и «рисоваться» не собираюсь. Делами своими выстраиваю свой образ в глазах общественности. Со стороны видней.
Корр. Как Вы поддерживаете связь с выпускниками?
- Я рад общению со всеми. Профсоюзный босс нашего Института Роман Смирнов – мой одноклассник по Академическому колледжу тогда еще, в1998 году, при КГУ. Я учился там только в 11 классе. Своих дипломников всех помню. Приглашаю их и других наших выпускников на мастер-классы. Спасибо им за то, что не отказывают, мы общаемся, сотрудничаем. Именно эти тесные контакты подпитывают энергией, которая, кажется со стороны, льется нескончаемым потоком.
Корр. Пожелания молодым коллегам от Романа Баканова.
- Быть! Всем быть и не подсаживаться в ненужное время. В нужное – тоже не подсаживаться. Крепче чувство локтя!
Корр. Спасибо Вам за увлекательный разговор, за приятные подробности, за возможность узнать много интересного о Вас!
«Актуальное интервью» подготовлено корреспондентом редакции сайта ИСФН Марией Спирчаговой.