Ганеева Л.А., Изотова Е.Д., Ефлова М.Ю., Сафонов А.С., Маяковская А.В., Ефлова Д.С.
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Для цитирования: Ганеева Л.А., Изотова Е.Д., Ефлова М.Ю., Сафонов А.С., Маяковская А.В., Ефлова Д.С. Онлайн-тестирование как механизм оценки знаний студентов (на примере экзаменационного теста по биохимии среди студентов естественнонаучных напрвлений) // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2021. – №1 (1) – С. 16-21.
For citation: Ganeeva L.A., Izotova E.D., Eflova M.Yu., Safonov A.S., Mayakovskaya A.V., Eflova D.S. Online testing as a mechanism for assessing students' knowledge (on the example of an examination test in biochemistry among students of natural sciences) // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2021. - No. 1 (1) - P. 16-21.
Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения тестирования как наиболее популярного и распространённого способа контроля знаний студентов в рамках дистанционного образования, на которое вынуждено были переведены студенты и преподаватели российских вузов в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. С точки зрения авторов, переход на дистанционные формы обучения выявил многие существенные проблемы тренда на цифровизацию образовательного процесса. В ходе проведенного исследования установлено, что широко используемые в цифровом обучении методы контроля знания не могут эффективно применяться в процессе обучения и контроля для некоторых специальностей. Авторы выделяют особенности, проблемы и несовершенства системы тестирования, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели. Авторы утверждают, что для таких областей в системе образования, как медицина, биология, биохимия, где огромную роль играет практическая составляющая полученных знаний, система тестирования не может служить эффективным инструментом проверки полученных знаний. Ключевые слова: цифровизация, высшее образование онлайн-образование, онлайн-тестирование.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Danylo Fedirko 8 Top Trends Of Digital Transformation In Higher Education 2019 URL:https://elearningindustry.com/digitaltransformation-in-higher-education-8-top-trends (дата обращения 02.08.2020)
2. Щелкунов М.Д. Общество в условиях пандемии: репетиция цифрового будущего// Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 2 URL: http://www.vestnykeps.ru/0220/43.pdf (дата обращения 11.07.2020)
3. Watermeyer, R., Crick, T., Knight, C. et al. COVID-19 and digital disruption in UK universities: afflictions and affordances of emergency online migration. High Educ (2020). https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y
4. Green B. F. (1997). A primer of testing (1981). In J. M. Notterman (Ed.), The evolution of psychology: Fifty years of the American Psychologist (p. 193–212). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10254-014
5. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Школа. – М., 1989. – 167 с.
6. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций). – ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005 г. – 98 с.
7. Казиев В.М. Введение в практическое тестирование. – М.: Национальный открытый Университет ИНТУИТ, 2016. – 98 с.
8. Barnett-Foster, D., Nagy, P. Undergraduate student response strategies to test questions of varying format. High Educ 32, 177–198 (1996). https://doi.org/10.1007/BF00138395 (дата обращения: 03.08.2020).
9. Saykili, Abdullah. (2019). Higher Education in The Digital Age: The Impact of Digital Connective Technologies. Journal of Educational Technology and Online Learning (p.1-15). https://www.researchgate.net/publication/330770798_Higher_Education_in_The_Digital_Age_The_Impact_of_Digital_Connective_Technologies (дата обращения: 03.08.2020)
10. Желнин М. Э., Кудинов В. А., Белоус Е. С. Преимущества и недостатки тестирования в сравнении с другими методами контроля знаний // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-testirovaniya-v-sravnenii-s-drugimi-metodamikontrolya-znaniy (дата обращения: 03.08.2020).
11. Перова Ю. П., Технологии тестирования в дистанционном обучении// Доклады ТУСУР. 2015. №1 (35). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-testirovaniya-v-distantsionnom-obuchenii (дата обращения:03.08.2020)
Ганеева Лилия Ахатовна, кандидат биологических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, Высшая школа биологии, Центр биологии и педагогического образования, кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии. Е-mail: kolbatonalilya@mail.ru
Изотова Екатерина Дмитриевна, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, Высшая школа биологии, Центр биологии и педагогического образования, кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии. Е-mail:izotova.e.d@gmail.com
Ефлова Мария Юрьевна, доктор социологических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии Е-mail: meflova@gmail.com.
Сафонов Александр Сергеевич, кандидат философских наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра социальной философии. Е-mail: chelovek-3000@yandex.ru.
Маяковская Анастасия Владимировна, ассистент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии. Е-mail: anastasya99999@mail.ru
Ефлова Дарья Сергеевна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет.