План работы кафедры
Основные направления развития
кафедры государственного и муниципального управления
Института управления, экономики и финансов
2018 - 2022гг
1.Основные стратегические задачи кафедры:
- Совершенствовать процесс подготовки бакалавров и магистров по программам высшего профессионального образования для работы в государственных и муниципальных органах власти и управления с ориентацией на запросы рынка труда и его целенаправленное формирование и развитие.
- Осуществлять организацию и проведение фундаментальных научных исследований и разработок с учетом необходимости постоянного обновления и пополнения научных знаний в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление».
- Осуществлять разработку, апробацию и распространение новых идей и знаний в области науки и практики государственного и муниципального управления через образовательную и учебно – методическую деятельность.
- Укреплять кадровый и интеллектуальный потенциал, постоянно повышать квалификацию профессорско – преподавательского состава кафедры, отвечающего вызовам времени и тенденциям развития экономической науки и практики управления XXIвека.
- Стать научно – консалтинговой структурой с функциями разработки, экспертизы и внедрения концептуальных и практически ориентированных научно – управленческих продуктов для последующего быстрого перевода в учебные продукты и услуги.
2. Направления научной работы, научные проблемы, решаемые задачи, перспективы
Государственное и муниципальное управление социально – экономическими процессами в современном обществе.
Планируемые монографии (название и год подготовки к изданию)
- Социально-экономическое развитие городов-миллионников России: проблемы стратегического управления, 2018г.
- Система управления общественным сектором экономики региона: современное состояние и направления развития, 2019 г.
-Поддержка малого предпринимательства, 2020 г.
- Межсекторное взаимодействие в нефтегазохимическом комплексе России. (коллективная), 2021 г.
-Межсекторное взаимодействие как фактор развития региона. (коллективная), 2020 г.
- Оценка качества жизни в городах миллионниках России. Качество жизни в городе Казани. (коллективная), 2022г.
- Управление сбалансированным развитием: на примере муниципальных образований Республики Татарстан, 2021 г.
- Имидж столичного города-миллионника и возможности его продвижения, (коллективная), 2020 г.
3. Планируемая подготовка учебников, учебно - методических пособий, методических разработок и т.д.
1) Прикладные аспекты теории управления.Глебова И.С., Воробьева Э.Р. – 2018 г.
2) Городское управление: Учебное пособие. Глебова И.С., Воробьев А.А. – 2019г.
3) Государственная и муниципальная служба.Халилова Т.В. – 2020 г.
4) Политический управление. Ясницкая Я.С.– 2020 г.
5)Управление государственной и муниципальной собственностью: Учебное пособие. Садыртдинов Р.Р. – 2021 г.
6) Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учебно-методическое пособие. Садыртдинов Р.Р. – 2022 г.
7) СМИ: управление и экономика (ЭОР). Леонтьева Л.С.– 2020 г.
8) Государственное управление интеграционными процессами. Роднянский Д.В.– 2020 г.
9) Управление общественными отношениями. Глебова И.С., Воробьева Э.Р. – 2021 г.
10) Исследование социально-экономических и политических процессов. Глебова И.С., Волкова Н.В. – 2021г.
4. Планируемая результативность научной работы (кол-во ППС): патенты, свидетельства, статьи в рецензируемых изданиях и др.:
Количество ППС – 20 человек
Статьи в рецензируемых изданиях – по 20 статей в год на кафедру; статьи в изданиях SCOPUS.
5. Планирование новых курсов и переработка имеющихся читаемых курсов двухуровневой подготовки.
- Зарубежный опыт государственного и муниципального управления
- Тренинг «Форсайт-сессия»
- Тренинг «Self-management»
- Современные механизмы информационной политики
- Управление специальными территориями
- Управление земельными отношениями
6. Программы подготовки на кафедре:
Прикладные аспекты теории управления
Политическое управление
Государственное и региональное управление социально – экономическими процессами
Принятие и исполнение государственных решений
Теория общественного сектора
Государственное управление интеграционными процессами
СМИ: Экономика и управление
Экономика муниципального сектора
Исследование социально – экономических и политических процессов
Управление политическими и социальными конфликтами
Государственная и муниципальная служба
Городское управление
Стратегическое государственное управление
Планирование и прогнозирование социально-экономическим развитием
Регулирование малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях
Анализ государственных программ и отраслевых политик
Государственное антикризисное управление
Управление государственной и муниципальной собственностью
Введение в специальность «ГиМУ»
Основы государственного управления
Основы муниципального управления
Государственные и муниципальные финансы
Современная экономическая политика государства
Прикладные аспекты теории управления
Международные валютно – кредитные отношения
Зарубежный опыт государственного и муниципального управления
Программно – целевой метод управления в деятельности органов муниципальной власти
Регулирование кризисных ситуаций на региональном и муниципальном уровнях
7. Использование балльно – рейтинговой системы оценки знаний обучающихся
Балльно – рейтинговая система оценки знаний обучающихся используется ППС кафедры.
8. Планируемые к использованию методы преподавания, технологии обучения (использование ИТ, создание банка тестовых материалов по дисциплинам и т.д.)
1) преимущественное развитие интерактивных форм обучения;
2) освоение всеми преподавателями и работниками кафедры современных компьютерных технологий в проведении научных исследований и осуществлении занятий со студентами и аспирантами;
3) переход на издание работ специалистов кафедры в форме электронных носителей, в том числе с использованием возможностей Интернета и создание электронной библиотеки научных трудов сотрудников кафедры;
4) подготовка к процессу дистанционного обучения по специальностямГиМУ.
Методы преподавания:
-деловые игры;
- курсы лекций с презентациями;
- разработка электронно – образовательных ресурсов;
- лекции - дискуссии;
-тренинговые упражнения;
- обучающие компьютерные программы;
- разбор обучающих кейсов;
- фокус - группы;
- развивающие игры по новейшим методикам (Фидлер А.Ф., Тихомирова И.В., Шляхт Н.Ф.) для сплоченности студентов и развития у них способностей к обучению;
- практические исследовательские задания для студентов для их творческих работ по спецкурсам.
9. Повышение квалификации, стажировки сотрудников и ППС )где, когда и по какому направлению, в том числе участие в грантах Правительства РТ)
- проведение научных и методологических дискуссий по НИР кафедры;
- организация стажировок профессорско – педагогического персонала в органах федеральной и региональной государственной власти, в органах муниципальной власти, в научных организациях страны и за рубежом (ежегодно) ;
- участие в конкурсных программах международных фондов и ассоциаций в области проектного финансирования образования и науки (ежегодно) ;
- привлечение новых научно-педагогических кадров, являющихся специалистами, прежде всего по региональной экономике и управлению;
- самообразование членов кафедры;
- изучение и распространение опыта работы лучших преподавателей кафедры и различных российских ВУЗов по профилю кафедры.
Участие в конкурсах и грантах (ежегодно):
- Всероссийский конкурс «Лучший муниципальный служащий» ;
- конкурс Академии наук РТ по присуждению грантов и премий РТ в области «Экономики и управления»;
- Грант Кабинета Министров РТ на подготовку, переподготовку и стажировку кадров РТ в российских и зарубежных образовательных и научных центрах;
- Грант фонда «Новая Евразия» на написание монографии;
- Грант Института восточноевропейских исследований на стажировку молодых преподавателей в органах местного самоуправления Польши, Грант КФУ на создание электронных продуктов обучающего назначения;
- Конкурс научных проектов на соискание именной стипендии Мэра города Казани в области городского хозяйства и социальной сферы;
Зарубежные стажировки в ведущих университетах мира – Германия (г.Гиссен), Польша (г. Варшава, г. Краков).
10. Планируемая подготовка кадров высшей квалификации (аспиранты, соискатели, защита кандидатских и докторских диссертаций)
- В настоящее время на кафедре 5 аспирантов очной формы обучения; четыре соискателя.
- В 2020 году планируется защита кандидатской диссертации двумя аспирантами.
11. Что необходимо (материалы, оборудование, ПО и т.д.) для эффективного проведения научной и педагогической работы:
- дополнительные помещения для исследовательской работы преподавателей со студентами;
- офисная техника и мебель;
- регулярное обновление системы «Консультант +» (Гарант);
- ксерокопирование раздаточного материала для работы со студентами;
- тиражирование «Рабочих тетрадей» для студентов по обучающим курсам.
12. Ваше место в инновационной деятельности факультета: гранты, хоздоговорные НИР (объем финансирования/ППС) и т.д.
Планируется участие всех членов кафедры в грантах Универсиада….
13. Развитие системы НИРС (научные кружки, КБ и т.д.), количество студентов (в %), участвующих в этой работе.
Участие в организации и проведении студенческих научных конференций. Проведение регулярных деловых игр, тренингов, фокус-групп для воспитания гражданской активности, развития управленческой культуры и навыков студенческого самоуправления. Проведется научно – исследовательская работа, в которую вовлечены студенты (80% активно участвующих).
Планируемое участие студентов в конкурсах (ежегодно):
- Конкурс на стипендию Главы администрации города Казани за отличную учебу и успехи в исследовании проблем городского хозяйства и социальной сферы города.
14. Трудоустройство выпускников кафедры по специальности
- Востребованность на рынке труда:
- В основном, выпускники устраиваются на работу по специальности, занимают различные должности в органах управления как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях. Согласно предварительному опросу выпускников специальности, все определились с местом работы по окончанию учебы. Кафедра государственного и муниципального управления КФУ оказывает помощь в трудоустройстве системой своих практик, партнерством с потенциальными работодателями.
- Наличие договоров с предприятием о распределении специалистов:
- Подписано Соглашение о сотрудничестве между кафедрой государственного и муниципального управления КФУ и Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани.
- Целевая контрактная подготовка.
15. Профориентационная работа со школьниками. Какие формы работы используются, с какими школами.
Ежегодная встреча преподавателей кафедры и студентов специальности ГиМУ со школьниками 10-11 классов с целью информирования их о существовании специальности « Государственное и муниципальное управление», о требованиях к поступлению на данную специальность, о перспективах работы в государственных и муниципальных органах, о процессе подготовки квалифицированных специалистов в КФУ в школах г. Казани, г. Набережных Челнов, г. Зеленодольска, г. Нижнекамска, г. Альметьевска, г. Елабуга.
16. Перспективы развития кафедры в образовательной деятельности.
Ежегодный пересмотр учебных планов по профилям и открытие новых магистерских программ.
17. Каков механизм подготовки и привлечения лучших преподавательских и научных кадров для работы на кафедре.
- Кафедра ежегодно в течение 5 лет оставляет выпускников, закончивших КФУ и получивших квалификацию «менеджер» в системе государственного и муниципального управления с отличием, на кафедре. Они учатся в аспирантуре или являются соискателями в области научного направления кафедры, продолжают свою профессиональную подготовку и осуществляют деятельность в качестве преподавателей кафедры.
- Кафедры сотрудничает с Международной Академией Современного Знания ( г. Обнинск) и с Российским Экономическим Университетом имени Г.В. Плеханова (г. Казань) и приглашает их ППС для чтения лекций и проведения деловых игр со студентами КФУ.
18. Внутренний контроль качества подготовки специалистов и связанные с этим действующие процедуры контроля.
- взаимное посещение занятий преподавателями кафедры, анализ лекций и семинаров;
- заслушивание отчетов преподавателей о проделанной работе;
- обмен опытом работы по новым методам обучения.
19. Какие данные о выпускниках, ППС, программах обучения и показателях кафедры накапливаются, поддерживаются и анализируются.
Подписано Соглашение о сотрудничестве между кафедрой государственного и муниципального управления КФУ и Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани.