Сегодня мы завершаем подводить итоги работы Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ в 2017 году в разрезе его отделений. Право увенчать процесс оценки проведенного труда на этот раз оказалось в руках Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия. Итак, каким был завершившийся год для коллектива ВШИНиВКН.
Для начала стоит остановиться на наиболее крупных мероприятиях и проектах Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ. Надо сказать, целый ряд реализованных в 2017 году был воплощен в жизнь при поддержке Фонда «История Отечества» и под эгидой Российского исторического общества. В этом нет ничего удивительного, ведь деятельность Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ самым тесным образом связана с деятельностью РИО – казанское отделение РИО возглавляет директор ИМОИиВ КФУ Рамиль Хайрутдинов.
2017 год для отечественных историков прошел под знаком Великой российской революции. По всей стране была организована целая серия мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате. Не остался в стороне и Казанский федеральный университет, ставший инициатором проведения Международной научной конференции «Великая российская революция 1917 года в истории и судьбах мусульманских народов», прошедшей при поддержке Фонда «История Отечества». В работе конференции, прошедшей в декабре, приняли участие 58 исследователей из России – Казани, Москвы, Саранска, Самары, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Симферополя, а также ближнего и дальнего зарубежья – Белоруссии, Таджикистана, Дании, Канады, Китая, США, ФРГ. Стоит подчеркнуть, что это одна из наиболее значимых конференций России, посвященных Великой революции 1917 года. Несмотря на огромное количество торжественных собраний, заседаний, научных форумов и конференций, прошедших в прошлом году, лишь ряд из них был отмечен Российским историческим обществом в качестве основополагающих. На конференции рассматривался важный перечень тем, которые характерны с научной точки зрения именно для сообщества КФУ, являющегося лидером в изучении влияния событий мировой истории на огромное мусульманское сообщество, на регионы, в которых проживает мусульманское население. Изучение этих вопросов – это своего рода стержневая линия, на которые нанизываются региональные, национальные, этнические, конфессиональные особенности, связанные с великой революцией, и именно в этом контексте конференция приобрела особое значение. Основные дискуссии развернулись в рамках круглых столов круглых столов, посвященных таким темам, как «Методологические аспекты изучения Великой Российской революции: дискурсы и смыслы», «Образы революции в волнах исторической памяти», «Конфессии и этносы в политических процессах 1917 года», «Губернские сценарии Семнадцатого года», «Мусульмане Семнадцатого года: общественные движения и политические проекты». А в ходе воркшопа «Крестьянская война начала ХХ века в потоке Второй русской смуты» участники сосредоточили внимание на проблемах аграрной истории России 1917 года.
Еще одним знаковым мероприятием, проведенным при поддержке Фонда «История Отечества», стал Международный исторический форум «Молодые ученые в реализации идеи «История для всех». Форум, участниками которого стали 300 человек, в том числе из Германии, Латвии, Франции, США, Турции, Сирии, Ирана, Китая, Кореи, Пакистана, Замбии, Гвинеи, Индии, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Казахстана, Беларуси, Грузии и, разумеется, России стал актуальным и важным событием, ориентированным на реализацию молодежной политики в науке. Активными участниками симпозиума выступили молодые ученые, студенты, магистранты, аспиранты совместно с их научными наставниками. Программа форума, прошедшего в ноябре, состояла из двух основных мероприятий – международной конференции «Историческое образование: реалии и перспективы» и выездной конференции «Субъектность молодого ученого в продвижении идеи «История для всех». В рамках первой конференции прошли две дискурс-панели «Роль молодых ученых в развитии методологии современного исторического образования», «Сущность и развитие концепта «История для всех» в современном научном дискурсе», а также круглый стол на тему «Музейное дело в развитии идеи «История для всех». В ходе работы второй конференции обсуждалась проблема всемирного культурного наследия в развитии туризма и перспективы развития музеев-заповедников в современной России как объектов ЮНЕСКО. Кроме того, участники форума обсудили перспективные возможности изучения региональной истории, современные подходы к ее изучению в свете использования инновационных технологий.
Следующим крупным проектом, реализуемым под эгидой Российского исторического общества совместно с Институтом археологии имени А.Х. Халикова уже с 2014 года, является проведение на базе Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Международной археологической школы. Это единственная международная площадка на территории СНГ, на ресурсной базе которой молодые ученые и специалисты-археологи проходят научно-практическую подготовку по решению исследовательских проблем изучения и сохранения историко-культурного наследия Российской Федерации под руководством ведущих российских и зарубежных ученых. Участниками IV Международной археологической школы в 2017 году стали 75 молодых ученых и специалистов из различных городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья – Белоруссии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Китая, Польши, Румынии, Тайланда, Турции, США, Франции и Японии. Преподавателями школы работали более 20 ведущих российских и иностранных ученых. Молодые ученые под их руководством в течение двух недель работали в рамках пяти научно-образовательных программ: история древней керамики, археологический костюм, металлообработка, палеоантропология и экспериментальная археометаллургия. К слову, программа школы из года в год меняет свой формат, оставаясь интересной и для тех начинающих специалистов, которые уже принимали в ней участие – всего учеными КФУ и АН РТ разработаны 12 разноплановых образовательных курсов, из которых и составляется общий план посредством чередования курсов.
Надо сказать, опыт организации международной археологической школы в Татарстане заинтересовал руководство ЮНЕСКО. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, понаблюдавшая за работой школы в ходе своего визита в Татарстан, заинтересовалась подходом к организации подобных мероприятий в регионе. Дело в том, что подобного рода школы на территории объектов всемирного-культурного наследия организуются в мире не так часто. Подобная форма интенсивного обучения в непрерывном взаимодействии с ведущими специалистами в области археологии и реставрации является одной из наиболее эффективных из всех, реализуемых в мире.
Продолжая разговор о научном направлении деятельности Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия, необходимо упомянуть, что всего по инициативе сотрудников отделения в 2017 году было проведено 10 престижных научных конференций. Помимо уже упомянутых выше мероприятий, стоит также вспомнить III Международный конгресс средневековой археологии евразийских степей «Между Востоком и Западом: движение культур, технологий и империй», проведенный совместно с Институтом археологии им. А.Х. Халикова АН РТ и Дальневосточным федеральным университетом в начале мая.
Активно на отделении развивается и музеологическое направление. Так, в настоящее время Казанский федеральный университет обладает одним из самых большим музейным объединением в Российской Федерации. Опыт музеев КФУ в развитии образовательного процесса, в сохранении историко-культурного и научного наследия, в выстраивании профессиональных коммуникаций позволил ему стать одной из первых профессиональных университетских платформ для обсуждения актуальных музеологических вопросов. По итогам Международной конференции «Университетские музеи искусств в современном образовательном процессе», прошедшей в декабре 2017 года, КФУ был признан активным участником международного научно-образовательного обмена.
Надо сказать, деятельность сотрудников отделения на этом направлении полностью соответствует одному из ключевых пунктов Миссии университета и Программы повышения конкурентоспособности, заключающемуся в развитии конкурентоспособного человеческого капитала с учетом передовых международных требований, формировании мощного научного и образовательного центра округа и страны и поддержке на этой основе инновационного развития путем обеспечения высокого качества образовательного процесса, исследовательских работ и технологических разработок, а также содействии развитию Казани как креативного города и вузовского центра мирового уровня.
Большое внимание сотрудниками Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия уделяется и работе над подготовкой к изданию научных сборников и монографий. Так, например, совместно с Госкомитетом РТ ученые готовят к публикации целый ряд научных издания, посвященных 100-летию образования ТАССР. Среди них особое место занимают сборники архивных документов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В частности, речь идет о создании трехтомника академического издания, посвященного событиям, предшествовавшим созданию Татарской АССР. Кроме того, будет подготовлено и подарочное издание, рассчитанное на широкую аудиторию читателей. Концепция трехтомника отражает все этапы становления национального самоопределения татарского народа. Первый том посвящен анализу документов, относящихся к идее формирования национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, второй – концепции создания штата «Идель-Урал», а третий – инициативе создания Татаро-Башкирской ССР и, собственно, формированию Татарской АССР.
Что касается монографий, то в прошедшем году при поддержке Фонда «История Отечества» была издана работа доцента кафедры отечественной истории Дмитрия Люкшина «Коммунары поневоле: общинная революция в драматургии Второй русской смуты». Она является промежуточным итогом двадцатилетних усилий по изучению логики и поведения крестьянских сообществ в годы Второй русской смуты. Начатое смелой методологической новеллой, основанной на использовании крестьяноведческих методик для реконструкции событий начала XX века, это исследование привело к формированию концепта «общинной революции», с помощью которого удалось непротиворечиво истолковать поведение крестьянства Казанской губернии в социально-политических коллизиях начала XX века: Первой русской революции, Столыпинской аграрной реформе и «Красной смуте».
В целом же уровень публикационной активности сотрудников отделения высок – по итогам прошлого года данный показатель составил три статьи на человека. Кроме того, сотрудники ВШИНиВКН опубликовали результаты своих научных исследований в коллективных научных монографиях и учебных пособиях. Результаты научно-исследовательской деятельности отделения в 2017 году нашли отражение в 243 публикациях в БЦ Scopus, 18 Web of Science, в 47 публикациях в изданиях ВАК РФ, 137 РИНЦ, 35 монографиях, 44 учебных пособиях. Несомненно, одной из задач наступившего года является сохранение и дальнейший рост столь высокой публикационной активности наших преподавателей.
Профессорско-преподавательский состав отделения активно принимает участие и в грантовой деятельности. Так, если в 2016 году на отделении действовало 7 грантов, то в 2017 году количество их значительно увеличилось и в общей сложности составило 12. Среди них есть и международные: индивидуальный грант фонда Фрица Тиссена (ФРГ), выигранный Малышевой С.Ю. Грант реализуется на базе Института восточноевропейской истории и страноведения Тюбингенского университета Эберхарда и Карла. Сегодня руководство высшей школы думает и о привлечении к грантовой деятельности магистрантов и аспирантов. Тем более, успешный опыт у нас есть: аспирант Имамутдинова А.М. в октябре 2017 года выиграла грант молодого ученого республики Татарстан.
Одной из приоритетных задач отделения также является включение преподавателей Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия в реализацию приоритетных национальных проектов МОН РФ «Современная цифровая образовательная среда» и «Экспорт российского образования». Задачи этих проектов решаются комплексно через создание совместных программ с зарубежными и отечественными партнерами и включение в эти программы онлайн-модулей. Так, например, в настоящее время коллегами кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии готовится подписание соглашения о сотрудничестве с Институтом г. Виадрина (Германия), МГУ и НГУ, с которыми также планируется развивать совместные образовательные программы. Кроме того, кафедрой отечественной истории совместно с кафедрой истории Татарстана, археологии и этнологии в настоящее время разрабатываются онлайн-модули по таким дисциплинам как «История Татарстана».
Нельзя обойти вниманием и результаты деятельности Ресурсного центра КФУ «Всемирное культурное наследие», относящегося к отделению ВШИНиВКН КФУ. Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» под руководством вице-президента Национального комитета ИКОМОС Рафаэля Валеева реализовало ряд крупных международных проекта. В частности, ими было разработано номинационное досье «Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск» в 6 томах для включения его в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и направило в штаб-квартиру ЮНЕСКО в г. Париж (Франция). В начале 2017 года состоялось экспертное заседание Международного ИКОМОС в Париже с участием более 30 ученых-экспертов (историков, археологов, архитекторов, культурологов, искусствоведов), где Рафаэль Валеев раскрыл основные атрибуты Выдающейся универсальной ценности этого объекта, его подлинности, целостности, наличия защиты и управления, ответил на вопросы экспертов. В июле 2017 года, благодаря работе, проведенной сотрудниками Ресурсного центра, Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск на 41 заседании Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО был включен в Список ЮНЕСКО и стал 28 российским объектом в мировом культурном наследии.
Также в апреле 2017 года проведен Международный семинар «Мониторинг объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО: опыт Российской Федерации и стран СНГ» с участием более 40 представителей объектов Всемирного наследия, научно-исследовательских институтов, представителей национальных агентств, экспертов ИКОМОС из России, Армении, Греции, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана и др. стран. Семинар стал дискуссионной площадкой для обмена опытом в сферах мониторинга объектов Всемирного наследия, состояния сохранности Болгарского историко-археологического комплекса, Казанского Кремля, подготовки к включению новых объектов в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На базе Ресурсного центра создана Ассоциация экспертов Всемирного наследия СНГ и Восточной Европы.
Кроме того, сотрудники Ресурсного центра выступили с докладами на VIII Всероссийском культурно-туристком форуме в июне 2017 года Республике Хакассия и в октябре 2017года в Самарканде на сессии Международного института Центральноазиатских исследований ЮНЕСКО, по итогам которой Казанский федеральный университет стал ассоциированным членом этой международной организации, объединяющей 12 стран.
Еще одним ключевым итогом деятельности Ресурсного центра стало инициирование проекта по включению российских коридоров Великого Шелкового пути в транснациональную серийную номинацию ЮНЕСКО. Трансграничный объект Всемирного культурного наследия «Великий Шелковый путь» был включен в список ЮНЕСКО в 2014 году. Среди стран-участников номинации значатся Турция, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Китай. Кроме того, на данный момент научно обоснованы и включены в список Всемирного наследия 37 памятников, являющихся точками, через которые проходил Великий Шелковый путь, а также готовится научное обоснование для еще более чем 40 объектов. Однако несмотря на то, что значительная часть одного из наиболее крупных торговых путей древности пролегала по территории современной России – речь идет о двух направлениях Великого Шелкового пути, пролегающих на территории Российской Федерации: Волжском и Кавказском коридорах, вместе составляющих Северный участок трассы – страна до сих пор не принимает участие в исследовании столь масштабного объекта. Сотрудники Ресурсного центра совместно с коллегами из ряда других научных центров работают сегодня над изменением ситуации. На сегодняшний день проведена значительная работа по определению концептуальных подходов к формированию Российского коридора транснациональной номинации Великий Шелковый путь. В августе 2017 года состоялся визит Директора Института по сохранению культурного наследия в г. Сиане (Китай), Вице-Президента Китайского ИКОМОСа Гуо Жана в Казань, в ходе которого обсуждались научно-теоретические и организационно-практические вопросы сотрудничества Китая и России по определению российского списка объектов культурного наследия, которые могут быть включены в эту серийную номинацию. Эта встреча была крайне важна - Сианьский институт является мировым головным центром по транснациональной номинации Великой шелковый путь.
Безусловно, развитие разноплановых проектов преследует не только научную цель, но и образовательную. На отделении обучается свыше 1100 человек. Это и бакалавры, магистранты, и аспиранты. Студенты всех ступеней образования успешно реализовывают себя как в преподавании, так и в науке. При поддержке преподавателей они готовят научные материалы и участвуют в конференциях различного уровня. Так, в 2017 году студенты отделения приняли участие в таких значимых международных конференциях, как «Университетские музеи искусств в современном образовательном процессе», проведенном совместно с Казанским государственным институтом культуры, Российским национальным комитетом ИКОМОС, Российским историческим обществом, Международном волонтерском лагере ЮНЕСКО, а также уже упомянутых выше Международном историческом форуме "Молодые ученые в реализации идеи "История для всех" и Международной археологической школе.
Ежегодно студенты отделения выступают с докладами и занимают призовые места во Всероссийской конференции с международным участием «Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция (УПАСК)». Традиционно студенты участвуют и в ежегодных апрельских научно-практических студенческих конференциях в ЧувГУ.
При этом, следует отметить, что значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов. Ярким примером являются организация и участие в работе Регионального научно-практического круглого стола «Перспективы подготовки магистров по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Всероссийского конкурса студентов магистратуры «Магистранты – будущие ученые в сохранении всемирного культурного наследия», VI Международной научно-практической конференции «Историко-культурное наследие как потенциал развития туристко-рекреационной сферы».
На отделении идет плодотворная работа со студентами и в плане развития их публикационной активности. В 2017 году было опубликовано 5 статей студентов в соавторстве с научными руководителями (Шакиров З.Г., Валиулина С.И., Воробьева Е.Е., Соловьева А.А.). В планах отделения на 2018 год увеличить количество научных статей студентов исторического и всемирно-культурного наследия отделения.
Хочется отметить, что, действительно, огромную роль в НИР магистрантов и аспирантов играют НОЦы и НИЛы при ВШИНиВКН. Это научное пространство позволяет студентам всех ступеней образования реализовывать свой потенциал. Например, студент, увлекающийся историей Древнего мира, посещает теоретические занятия НОЦ «Античность и современность» (рук. д.ист.н. Э.В.Рунг), для любителей теории и истории культуры, музееведения, желающих приобрести навыки в туристской деятельности открыты двери НОЦ «Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» (рук. д.ист.н. Валеев Р.М.). Большие возможности созданы и для студентов направления «Антропология» и «Археология» - для них функционируют НИЛ «Этническая история» (рук. д.ист. н. Напольских В.В.), а также научно-исследовательская лаборатория «Междисциплинарныхинновационных и научно-практических археологических и этнологических исследований» (рук. Л.А.Вязов). Большой спектр возможностей предоставляется и для студентов-археологов в рамках НОЦ «Археометрия». Здесь обучающиеся могут познакомиться с разработкой и практическим применением новых технологий охраны, реставрации, консервации и музеефикации объектов культурного наследия; увидеть интеграцию естественнонаучных и экспериментальных методов в процессе археологического исследования.
Всего при Высшей школе исторических наук и всемирного культурного наследия» осуществляют научно-исследовательскую деятельность 5 НОЦов и НИЛов. Следует отметить, что в НОЦах и НИЛах научнл-исследовательскую работу осуществляют не только сотрудники КФУ, но и приглашенные ученые с мировым именем - Блинников М.С. (РФ, США), Ионеску Корина (Румыния), Пономаренко Е.В. (Канада), Краузе Йоханнес (Германия).
Немаловажную роль в привлечении лучших абитуриентов играют проекты Казанского федерального университета. Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия успешно в прошлом году запустила проект недельных курсов по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Отделение активно ведет профработу в базовых школах гор. Казани: СОШ № 12,19, 80, 113,126, гимназии № 2, 3, 4,17 52 и др. В следующем учебном году на базе Гимназии №3 планируется создание профильного класса, ориентированного на подготовку будущих абитуриентов для ИМОИиВ. В этом классе пристальное внимание будет уделяться не только истории и обществознанию, но и иностранным языкам (английский, немецкий, китайский/корейский).
Научные достижения Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия привлекает все больше и больше, желающих здесь учиться и не только выпускников российских школ, но и других стран мира. Сегодня в ВШИНиВКН обучаются студенты из Анголы, Китая, Турции, Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Беларусь, Киргызстан и т.д.
Их привлекает широкий диапазон направлений и профилей, который сегодня предлагает Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия. В 2017 году был первый набор на направление «Регионоведение России» и он оправдал себя. Особой популярностью у студентов пользуются учебные и производственные практики, которые проходят на базе различного уровня объектах историко-культурного наследия. У студентов нашего отделения есть уникальная возможность подтвердить теоретические знания практическими навыками и умениями на территории Болгарского музея-заповедника, Свияжского музя-заповедника (Республика Татарстан), Селитренного городища (Астраханская область), Казанского Кремля.
Разнообразие программ характерно и для магистерских программ. Так, в 2017 году Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия осуществляла прием на 10 магистерских программ. А в 2018 году мы планируем предложить нашим абитуриентам новые интересные и перспективные программы - «Историческую урбанистику», «Историю международных отношений», «Историческую политологию», «Историю, экономику и культуру тюркских народов».
Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия осуществляет не только прием в аспирантуру по направлениям «Отечественная история», «Археология», «Этнология и антропология», но и создает благоприятные условия для успешной защиты. В частности, на базе отделения открыты два диссертационных совета - Отечественная история и объединенный Совет по археологии, истории международных отношений и этнологии.
В завершение стоит отметить, что в последнее время сложилось тесное сотрудничество и с системой школьного исторического образования РТ. Так, коллективом авторов отделения по заказу Министерства образования и науки РТ реализуется проект по подготовке и изданию цикла учебников и учебных пособий для общеобразовательных организаций по истории Татарстана и татарского народа. На сегодняшний день подготовлены и изданы учебные пособия для 5-6 и 7 классов, электронный исторический атлас по истории Татарстана. Научным редактором проекта является директор Российской истории РАН Петров Ю.А., руководителем авторского коллектива Фахрутдинов Р.Р. В 2018 планируется подготовить и издать учебники для 8 и 9 классов. А также, начиная с 2018 года, коллектив отделения приступает к реализации масштабного инновационного проекта по внедрению интерактивного мультимедиакомплекса в образовательную программу курса истории Татарстана в общеобразовательных школах Республики Татарстан.