Выставка «Археологическая керамика: этика реставрации и художественный подход» проходила 22 мая в рамках совместного проекта «Реставрация - обучение - бизнес: грани взаимодействия», представленного на Всероссийском фестивале с международным участием «Архитектурное наследие-2019».
Проект подготовлен Союзом реставраторов России, заводом художественных красок «Невская палитра» (торговая марка «Фридлендеръ») и студентами профильных высших учебных заведений Казани. На конкурс были представлены работы студентов магистратуры «Реставрация историко-культурного наследия» Института международных отношений. Экспонаты для выставки предоставил Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ.
Впервые реставрационные работы студентов КФУ были представлены на мероприятии подобного масштаба. Выставка-конкурс хорошо проиллюстрировала сложность и многогранность такой профессии, как художник-реставратор, специализирующийся в области сохранения историко-культурного наследия.
Реставратор сегодня – это не просто мастер, способный из осколков прошлого воссоздать произведение искусства. Его главная задача – сохранить. Сохранить не просто памятник, а свидетеля прошлых эпох, со всеми следами истории, оставившими на нем свой отпечаток. Только корректно и деликатно отреставрированный памятник заговорит с нами и расскажет о тех людях, которые когда-то им владели и любовались, его использовали или ему поклонялись. Современный реставратор – это прежде всего исследователь, пытающийся прочитать вещь, с которой он работает. Поэтому первая задача, которая ставится перед студентами-реставраторами – это суметь поставить правильный диагноз и найти оптимальный способ остановить самопроизвольные разрушения на памятнике, не искажая его исторический облик и сохраняя всю содержащуюся в нем информацию.
А еще реставратор – это художник, который должен раскрыть историческую ценность памятника и показать красоту каждого древнего предмета, с которым приходится работать. Поэтому вторая, но не менее важная задача, которая стоит перед студентами во время выполнения реставрационных работ – продемонстрировать свои художественные навыки, историческое чутье и умение вовремя остановиться, не пытаться сделать исторический памятник лучше, чем он есть. Хороший художественный вкус и безупречное чувство меры – то, что делает простого художника реставратором.
На мероприятии состоялось подведение итогов конкурса. Победителями выставки-конкурса «Археологическая керамика: этика реставрации и художественный подход» стали: магистрант второго года обучения Губина Татьяна – первое место, магистранты первого года обучения Пудикова Марина – второе место и Сапина Ольга – первое место. Все победители конкурса получили призы от завода художественных красок «Невская палитра».