В эти дни на базе Болгарской исламской академии проходит международная летняя школа «Болгарский диалог культур». В ее основу положена проектная работа участников.
Напомним, работа школы, организаторами которой выступают Казанский федеральный университет, Болгарская исламская академия и Группа стратегического видения «Россия-Исламский мир» проходит с 16 по 26 августа. Ее участниками стали 30 студентов из шести стран мира – России, Афганистана, Сирии, Китая, Ирака и Иордании. Совместный проект упомянутых организаций направлен на развитие международных площадок для диалога культур и цивилизаций, ознакомление иностранных студентов с богатым духовным потенциалом Российской Федерации в целом и Республики Татарстан в частности.
Десятидневная программа международной летней школы молодого лидера «Болгарский диалог культур» включает в себя углубленное изучение культур и ментальностей народов мира, фундаментальный анализ ключевых регионов и стран (Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, Европы, а также России и Центральной Азии), моделирование работы комитетов международных организаций (ООН и ЮНЕСКО) в составе проектных групп, ежедневную программу лекций и семинаров, а также интенсивное обучение методике креативного и академического письма на русском языке. Основным же структурообразующим элементом программы школы является проектная работа.
«Каждый год проектные работы меняют свою тематику. В этом году она называется «Политика впечатлений, глобализация и традиционный уклад жизни». Студенты в течение десяти дней работают в пяти проектных группах по шесть человек. В каждой проектной группе находятся представители разных культур и национальностей. Каждая группа представляет какой-либо регион мира: США, Европу, Ближний Восток, Африку, Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинскую Америку», - рассказал руководитель школы, заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ Валерий Летяев.
Спикер также пояснил основную суть работы над проектами. По его словам, студенты должны понять, какие проблемы есть у этих регионов, и как с помощью усилий представителей каждой страны и каждой национальности можно их решить. При этом проблемы, рассматриваемые участниками в рамках своих проектов, могут быть самыми разными: политическими, социальными, культурными, языковыми. Главная цель - посредством диалога представителей разных национальностей предложить решение этих вопросов. Организаторы убеждены, что молодёжь не только вправе, но и обязана предлагать решение проблем своих регионов, поскольку именно новому поколению жить на этих территориях в будущем.
«Многие задаются вопросом, почему в названии темы проектных работ фигурирует фраза «политика впечатлений». Мы понимаем, что сегодняшний мир – одновременно реальный и виртуальный. Половина нашей жизни проходит в социальных сетях. Иногда даже войны начинаются после того, как кто-либо из лидеров объявляет об этом в «Твиттере». Есть цифровая дипломатия, медиа-дипломатия. Работа в социальных сетях представляет большое значение, - раскрыл детали задумки организаторов Летяев. – Согласно целям проекта студенты, начиная с первого дня работы в школе, используют свои аккаунты в социальных сетях, ежедневно публикуя результаты работы в проектных группах и вовлекая в процесс разработки проекта также своих подписчиков. Это одновременно позволяет представить в работе большее число мнений, сделать проект своего рода плодом коллективного разума, что само по себе его обогащает, и при этом работает на популяризацию, как самой школы, так и культуры России, Татарстана».
Таким образом, проектная работа выстраивается в онлайн-режиме. К окончанию работы школы организаторы смогут увидеть, к чему пришли ее участники.
Помимо проектной деятельности каждый день школы насыщен мастер-классами и лекциями преподавателей, профессоров КФУ. Среди них посвященные таким вопросам, как природа в российской ментальности, климат, сакральные природные пространства, создание речевого образа политиков в современных СМИ, трансформации конфликта. Есть в программе школы и так называемые творческие мастер-классы, например, по дресс-коду Болгарской исламской академии, по психологической релаксации, арабской каллиграфии. Кроме того, к участию в работе школы приглашены представители различных конфессий. Обучение ведется на русском и английском языках.