Работа ассоциации направлена на всестороннюю поддержку учителей и преподавателей китайского языка в сфере их профессиональной деятельности.
Созданная в июле 2018 года Ассоциация преподавателей китайского языка ПФО запускает в новом году целый ряд проектов. Ее открытие было обусловлено необходимостью методической поддержки учителей и преподавателей китайского языка в ПФО.
«Идея создать на базе Казанского федерального университета некий научно-методический центр по востоковедению возникла уже несколько лет назад. Работа на этом направлении велась планомерно: мы проводили методические семинары, курсы повышения квалификации, публиковались методические пособия по преподаванию восточных языков, был дан старт проведению ежегодной конференции «Актуальные вопросы преподавания восточных языков в XXI веке», которая в этом году пройдет уже в третий раз, много лет подряд на базе КФУ проводится Всероссийская олимпиада по китайскому языку. За это время нам удалось стать неофициальным научно-методическим центром в области китайского языка в ПФО – к нам уже долгое время обращаются за консультациями преподаватели и учителя из соседних регионов, среди которых Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Ульяновская область, – рассказала заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения Альфия Аликберова. – В этом году стартует сдача ЕГЭ по китайскому языку, и в связи с этим необходимость методической поддержки для учителей возрастает в разы. Это стало еще одной причиной для создания ассоциации и организации непрерывной работы с ее членами».
По словам Альфии Аликберовой, многие педагоги не знают сегодня практически ничего о ЕГЭ по китайскому языку: в каком формате экзамен будет проводиться, как готовить школьников, и эту проблему нужно решать.
В целом же ассоциация будет заниматься решением самых различных проблем, с которыми сталкиваются учителя и преподаватели китайского языка в своей работе. Так, например, в вузах многих регионов ПФО нет профильных направлений подготовки, и педагоги изучали китайский язык не на самом высоком уровне. Им необходимо проходить курсы повышения квалификации для того, чтобы поддерживать уровень владения языком, а также развивать свои компетенции в этой области, но зачастую они не знают, куда они могут обратиться на территории России, а также они незнакомы с возможностями прохождения стажировок в Китае. Сотрудники КФУ смогут консультировать их по этому поводу. К слову, сегодня ведутся переговоры о предоставлении ассоциации возможности прохождения собственных курсов повышения квалификации только для ее членов на базе Хунаньского педагогического университета.
Кроме того, как уже упоминалось, учителя и преподаватели нуждаются в методической поддержке, в том числе и в пособиях, как для самих педагогов, так и для учащихся.
«Многие сталкиваются с тем, что у них нет учебников, мы можем подсказать им, какие учебные пособия подходят под их цели и где можно их найти. Также мы могли бы предложить им методические пособия, разработанные сотрудниками КФУ, а в дальнейшем – научить их создавать свои пособия, искать для них необходимую информацию», - пояснила заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ.
Помимо этого, взаимодействие будет развиваться и в культурологическом аспекте – члены ассоциации, а следовательно и их учащиеся будут приглашаться на различные мероприятия соответствующего характера, проводимые в стенах КФУ. Это станет также, своего рода, профориентационной работой, как для школьников, которые в скором времени станут абитуриентами, так и для студентов, которые при желании смогут продолжить свое образование в Казанском университете в формате магистратуры в области востоковедения.
Что касается развития иных проектов ассоциации, в частности речь идет о публикации целой серии научно-методических пособий, для которых уже есть наработки. Так, например, практически завершен сбор материала для коллективной монографии ведущих востоковедов России и Узбекистана, посвященной вопросам преподавания китайского языка. Издание подразделено на три части.
«Первая часть посвящена истории изучения китайского языка в России, причем речь идет не только о развитии академического востоковедения, что у всех на слуху, но и о развитии китаеведения в разных регионах, включая преподавание китайского языка в различных училищах, - заметила Альфия Аликберова. – Вторая часть содержит информацию о современных методиках и технологиях преподавания китайского языка, в том числе речь будет идти об электронных образовательных ресурсах и массовых открытых образовательных курсах. А третья – посвящена государственной политике в образовании в области востоковедения».
Также уже готово к изданию учебное пособие – сборник китайских песен. Красочное, хорошо оформленное, с уникальными специально созданными для него иллюстрациями, а также записями на диске оно поспособствует лучшему запоминанию лексики, поможет вести работу над улучшением произношения и в то же время расширит объем лингвокультурологических знаний учащихся.
И еще одним проектом ассоциации, который будет запущен в самое ближайшее время, станет проведение Всероссийского конкурса учителей и преподавателей китайского языка, который пройдет в апреле текущего года в рамках Международного форума восточных языков и культур в КФУ. Возрастной ценз конкурса – 35 лет, стаж – не менее одного года. Подробная информация о конкурсе будет опубликована на сайте КФУ и Института международных отношений в ближайшее время. Кроме того, в рамках форума под эгидой ассоциации пройдет целая серия методических семинаров и курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей, которые будут вести высококлассные специалисты, заслуженные деятели образования России.
В завершение, стоит отметить, что ассоциация уже получила поддержку своей деятельности со стороны Института Конфуция, Ханьбань, а также Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования Казани. В частности, Управление образования Казани готово оказать финансовую помощь в издании различных методических пособий для преподавателей и методистов китайского языка.