В Институте международнх отношений, истории и востоковедения КФУ 13 ноября состоялась встреча советника при ректорате университета Динара Газизовича Хамитова и проректора по комплексной безопасности Ришата Арифулловича Гузейрова с руководителем Института Р.Р. Фахрутдиновым и коллективом ученых ряда кафедр Высшей школы международных отношений и мировой истории ИМОИиВ КФУ. Мероприятие прошло в формате круглого стола и обмена мнениями по актуальным вопросам исторического образования и просвещения учащихся вуза, сохранения исторической памяти, недопущения искажения исторических фактов, популяризации отечественной истории, героических подвигов наших соотечественников в проводимой в университете работе по идейно-патриотическому воспитанию молодежи. И.о директора Института Раиль Фахрутдинов, представив собравшимся представителей ректората КФУ, попросил своих коллег-историков принять активное участие в ходе рабочей встречи.
В своем вступительном слове Динар Хамитов отметил, что проведение подобных встреч приобретает особую значимость в условиях, когда против России развёрнута настоящая идеологическая информационная кампания, цель которой подорвать нравственное здоровье нации, разделить российский народ по национальным, конфессиональным, политическим и другим признакам. Современный этап развития Российской Федерации, проводящей СВО по защите жителей Донбасса и Новороссии от геноцида со стороны правящего на Украине киевского режима, сделал актуальной проблему возрождения в российском обществе традиционных ценностей и идей, центральное место среди которых занимает патриотизм. В связи с этим возрастает и значимость гражданско-патриотического воспитания молодежи, в том числе и студенческой.
Проректор КФУ Ришат Гузейров подчеркнул, что попытки стран Запада навязать нам извне свою шкалу ценностей, чем характеризуется современное обострение международных отношений, имеют самые негативные последствия для региональной безопасности, чреваты идеологическими потерями (и не только моральными) для российских граждан и студенческой молодежи, в частности.
Оба спикера предложили присутствующим высказаться по повестке дня мероприятия и дать свои предложения по улучшению качества преподавания истории в вузе.
И.о. директора ИМОИиВ КФУ Раиль Равилович Фахрутдинов обозначил проблему сохранения исторической памяти на фоне политики укрепления межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране. По его словам, в России сложился уникальный сплав культур и традиций разных народов, и этот сплав образовал нечто самостоятельное, страну-цивилизацию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос. «Это побуждает всех нас еще больше ценить наше межконфессиональное и межнациональное согласие и мир, дорожить ими и находить новые пути для успешного решения задач, что стоят перед нами в масштабах всей нашей Родины», - подчеркнул руководитель ИМОИиВ КФУ.
Научный сотрудник НИЛ «Центр изучения и сохранения письменного наследия имени М.Усманова» ИМОИиВ КФУ Марат Садыков, обозначив актуальность темы встречи, ознакомил присутствующих с социологическим опросом студентов вузов Республики Татарстан (фокус-группа – 1000 человек), проведенном в 2020-2023 годах учеными КФУ и других вузов Республики Татарстан. Исследование проводилось методом структурированного интервью в вузах городов Казани, Набережных Челнов, Бугульмы, Альметьевска и Нижнекамска. С его слов, «анализ ответов участников опроса показал, что немалая часть учащихся недостаточно объективно осведомлена о роли СССР и других стран во Второй мировой войне. Например, Япония, по мнению 17% опрошенных, была союзником нашей страны (28% затруднились с ответом), США, как считают 11%, были противниками СССР (16% затруднились с ответом). И хотя подавляющее большинство (71 %) считает, что решающую роль в разгроме гитлеровской Германии сыграл СССР, наблюдается тенденция, что новое поколение молодых россиян все еще зачастую путается относительно наших противников и союзников, вклада последних в победу над фашизмом. Одним словом, есть над чем задуматься и над чем работать нашим коллегам-историкам в вузах».
Доцент кафедры отечественной истории и архивоведения Дмитрий Иванович Люкшин, подчеркнул, что одной из ключевых задач исторического сообщества университета является сохранение патриотического настроя студентов, развитие гражданского чувства и осознанного понимания исторического пути России и её места в мире. По его мнению, достичь этого можно опираясь на прочные традиции отечественной исторической науки, следуя принципам научности. Положительно оценив усилия научно-педагогической общественности Казанского университета и российских историков, в целом, он озвучил ряд мероприятий по развитию пространства исторического знания и совершенствованию формата научно-педагогического предъявления результатов исторических исследований.
По словам профессора кафедры международных экономических отношений Института Ильгизара Шамилевича Хасанова, современная молодежь интересуется историей нашей страны и мировой историей, но не обладает достаточно научными и системными знаниями. «Причиной тому являются многочисленные популистские учебники в среднеобразовательных учебных заведениях, а также многовариантные трактовки одних и тех же исторических событий в вузовском образовании. Кроме того, в учебниках по истории нашего Отечества очень много исторических белых пятен, пробелов, которые не рассматриваются или имеют неверную трактовку. Отсюда вытекает необходимость в фундаментальном историческом образовании или в большем фактическом обосновании исторических событий. Следующим негативным моментом в историческом образовании является недостаток производственной практики. Важной целью в образовании является умение студентов логически самостоятельно объяснять исторические факты. Для формирования патриотизма молодежи к своей стране необходимо пропагандировать единство истории многонационального народа и общность единого евразийского пространства», - подчеркнул Хасанов.
Доцент кафедры отечественной истории и архивоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Андрей Юрьевич Михайлов, обратил внимание на проблему улучшения преподавания истории на первом курсе у студентов. «Параллельно с историей России, которая читается у историков по этапам по семестрам, есть ещё общий курс истории России (по ФГОС как у не историков). В нем нужно больше обращать внимание на формирование студентов как профессионалов, как введение в специальность» - высказался А.Михайлов.
Ассистент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института Станислав Младенов считает необходимым при определении студентами курсовых работ со стороны преподавателей предложить помочь учащимся выбрать более актуальные и полезные темы, в том числе по поводу патриотического воспитания. Помимо этого важно активно сотрудничать со СМИ вуза и развивать тематику истории страны и университета в частности. «Исходя из моего опыта жизни в школе на своей родине в Болгарии, - подчеркнул Младенов, - могу сказать, что, к сожалению, из-за отсутствий такой деятельности болгарская молодёжь практически забыла свою историю. Россия на данный момент творит новый миропорядок, как это было после окончания Второй мировой войны и в послевоенный период, и это в настоящее время не только повод для гордости, но и важная часть новой истории государства».
Доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института Зоя Владимировна Силаева обратила внимание присутствующих на отсутствие единого понимания, преемственности между историческим образованием в школе и в вузе, единого учебника по истории. По ее словам, будущие педагоги должны быть готовыми ответить на любой вопрос школьника, студента, уметь показать, какие технологии и для чего используются в информационной войне, как осуществляется пропаганда тех или иных идей на территории России и в информационном пространстве. Для этого важно не только сотрудникам КФУ принимать участие в уроках о важном, но и проводить учебные семинары для школы, обучая их на конкретных кейсах и разбирая сложные и не однозначные для них вопросы школьников. «Необходимо не запрещать, а прививать студентам умение работать с разной информацией в рамках учебной и внеучебной деятельности, знакомить с достижениями нашей страны, культурой. Полезным являются экскурсии. Важно создать базу материалов и роликов в помощь учителям, педагогам и кураторам. Беседы с выдающимися личностями, героями России», - отметила Силаева.
Профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института Чулпан Адиповна Мисбахова отметила, что работа по патриотическому воспитанию в КФУ проводится на высоком уровне, данный процесс организован целенаправленно, проводится систематическая работа всеми преподавателями вуза, кураторами в соответствии с планами работы Департамента по молодежной политике КФУ. «Один наш студент бакалавр добровольно проходил службу по контракту на СВО, - рассказала Мисбахова. - Несмотря на то, что он не гражданин Российской Федерации, он отстаивал интересы России и поддерживает политику руководства России, своими впечатлениями он поделился по возвращении на учебу в КФУ. После проведенного саммита БРИКС все наши студенты (российские и зарубежные) поделились успехом России, гордостью за Казань, за нашу страну. Проходя практику в представительстве МИД России, других организациях и учреждениях, наши студенты также гордятся Россией и готовы служить российскому государству. Торжественное заседание первокурсников наша кафедра начинает с гимна Российской Федерации. Накануне дня рождения Казанского университета я сама лично знакомлю студентов с гимном университета, с музыкой, текстом, написанных нашими современниками Э.Низамовым и Р.Харисом. 13 декабря сего года наша кафедра планирует провести торжественные мероприятия, посвященные 30-летию со дня основания отделения международных отношений в Казанском университета, Приглашаем наших студентов, преподавателей и выпускников встретиться в дружественной обстановке». Мисбахова обратилась к представителям ректората с просьбой оказать содействие в посещении студентами-магистрами музеев Казанского университета в рамках занятий по расписанию.
В завершение встречи советник при ректорате КФУ Динар Хамитов подвел итоги состоявшейся дискуссии и поблагодарил присутствующих за активное участие в работе круглого стола и высказанные предложения, а Раиль Фахрутдинов выразил готовность коллектива Института к проведению подобных встреч и дискуссий на регулярной основе.