Этнография народов Казанского Поволжья
Основные этнические группы Поволжья
На территории Казанского Поволжья проживают 3 основные этнические группы:
Финно-угры представлены - удмуртами, марийцами, мордвой.
Славяне – представлены русскими.
Тюрки представлены - татарами, чувашами, башкирами.
В экспозиции представлены бытовая утварь, предметы духовной культуры и религиозного культа, традицилонный мужской и женский костюм и украшения.
Татарская коллекция представлена уникальным собраниями одежд и обуви, головных уборов (калфаков и тюбебеек), украшений из драгоценных и полудрагоценных материалов. проф. Н.Ф. Катанова, купца Ишмеева, одни из первых печатных шамаилей (выдержки из текста Корана) издательского дома бр.Каримовых и т.д.
Чувашская коллекция представлена яркими предметами следующих тематик: чувашская свадьба, чувашская живопись, выполненная без перспективы, и предметы языческого культа.
Коллекции русских Среднего Поволжья представлены большие собрания одежд, многочисленные головные уборы, расшитые золоченой и серебряной нитью, жемчугом, позументом. и набор старинного промысла - русская набойка, коллекция русских серебряных вотивов и коллекция православных крестов, икон, складней Сиклера.
Финно-угорская группа народов представлена в первую очередь удмуртскими, марийскими и мордовскими коллекциями. Среди марийских коллекций мы видим платки, украшения вышивкой, кружевами, бисером, предметы одежды, манекены в полном комплекте мужской и женской одежды. Особенно выделяются предметы охоты (луки, стрелы с наконечниками различных форм, капкан на волка) и лесного бортничества. Обширна коллекция мордовских национальных костюмов, головных уборов, нагрудных и поясничных украшений из бисера, позумента, шерсти, жетонов.
Полученный на основе изучения поволжских коллекций материал позволяет возродить народную культуру: восстановить промысловые технологии, возродить традиции, обычаи, обряды, интерпретировать народную символику. Являясь четким маркером этнической принадлежности, поволжские коллекции, собиравшиеся в течение XIX-XX вв. дают возможность говорить об эволюции бытовых форм и о межкультурных влияниях.