Очередное заседание студенческого научного семинара кафедры всеобщей истории было посвящено кино об античности.
Конечно, это не стало обычным кино-сеансом с просмотром известных исторических фильмов. Всем желающим был предложен формат дискуссии. Такие заседания стали традиционными и проводятся обязательно один-два раза в год.
На сей раз, тема дискуссии звучала так: «Кино об античности: воспроизведение нарративов или конструирование образов?», а первый вопрос о том, зачем же нужны исторические фильмы, не вызвал у дискутантов каких-либо противоречивых мнений. Все понимали, что историческое кино необходимо, в том числе и кино об античности. Так что каждый из выступающих, вовсе не стремясь опровергнуть точку зрения другого, скорее, добавлял новые веские аргументы в пользу жизненной потребности общества в целом, молодежи вообще, а школьников и студентов, в особенности, знакомиться с историей древности именно через исторические фильмы.
Как выяснилось в ходе дискуссии, второй вопрос, привлекший внимание к репрезентации исторического нарратива в пространстве киноискусства, оказался для большинства участников риторическим. Никто не возражал против прозвучавшего в самом начале суждения, что обращение к истории в кино непременно рождает именно образы, причем весьма мифологизированные. Правда, все согласились и с тем, что попытки воссоздания исторических нарративов характерны для т.н. документального (или неигрового) кино, но и здесь непременная визуализация рождает, конечно же, образ эпохи или образы персонажей. В связи с этим не остался незамеченным и тот факт, что среди таких образов в историческом кино часто присутствуют фигуры нарраторов (повествователей), которые, по замыслу авторов, должны вызвать у зрителя веру в достоверность предлагаемого изложения событий. В качестве примера был обсужден образ престарелого царя Птолемея, который выступает рассказчиком в фильме Оливера Стоуна «Александр». Так выявился один из фаворитов, и фильм, и герой, вокруг которого более всего велся разговор и с точки зрения анализа такого явления, как мифологизация истории, и с точки зрения воплощения в художественных образах судеб известных античных персонажей.
«Изюминкой» дискуссии стал профессиональный анализ общими усилиями процесса превращения известного исторического нарратива в художественный образ на примере речи Александра Македонского перед битвой при Гавгвмелах. Этот эпизод блестяще срежиссирован О.Стоуном, содержит массу актуальных для американского зрителя идей, колоссально воздействует на публику. Однако приведенный Э.В. Рунгом текст этой речи, сохранившийся в передаче Курция Руфа, не имеет с текстом из фильма практически ничего общего. Так в головах зрителей создается не исторический, а сугубо медийный и сильно мифологизированный образ Алесксандра.
Вообще, каждый из участников дискуссии приводил собственные примеры образов из исторических фильмов разных лет. Но явными лидерами после Александра стали яркие фигуры царей Ксеркса и Леонида из относительно недавних экранизаций комикса про триста спартанцев.
В итоге, было еще раз подчеркнуто, что кино об истории античности продолжает будоражить воображение зрителя, а значит, нас ждут новые и новые встречи с образами прошлого на экранах кино-театров и в телевизионных сериалах.
В дискуссии приняли участие студенты разных курсов, преподаватели КФУ и ряда других учебных заведений города. Для всех для них формат этого мероприятия был достаточно привычным. Однако впервые за несколько лет на заседание были приглашены школьники-одиннадцатиклассники одной из городских школ. И вот впечатление Лии Мухаметшиной, которое позволяет взглянуть на событие «со стороны». В ответе на вопрос об ожиданиях гостья подчеркнула: «… думала, что вечер будет полон споров, все будут яростно отстаивать свою точку зрения. Это было похоже больше на семинар в уютной обстановке. Самое главное – каждый смог высказать свою точку зрения, не превращая все в дебаты. Что касается меня, то я смогла высказаться только раз, т.к. все будто читали мои мысли, и мне нечего было добавить. Было очень интересно слушать мнения участников, узнавая для себя что-то новое». Как высказалась девушка, время пролетело совершенно незаметно, а все потому, что в хорошей компании и понедельник не выглядит столь уж тяжелым днем.