Нужна ли культурология негуманитариям? Зачем нужно эмоциональное развитие айтишникам, будущим програмистам, выпускникам – бакалаврам по «Фундаментальной информатике и инфоромационным технологиям»? Преподавателю хочется понять то, как меняются взгляды студентов в результате знакомства с культурологическими темами и с историей культуры разных эпох. Стумулируют ли эти стремление узнать больше, но уже самостоятельно? Что думают сами студенты о приобретенных знания и впечатлениях? Как гуманитарные знания влияет на формирование личности, выработку собственной позиции?
Опыт показывают, что самые запоминающиеся занятия– внеаудиторные, связанные с посещением музеев поскольку студенты получают не только знания, но и эмоцитональные впечатления, а они самые прочные. Иногда на всю жизнь! В рамках курса повыбору «Культурология» студенты групп 09. 731 и 09. 732 посетили музеи КФУ и осмыслили свои впечатления в процессе обсуждениия.
Студентам были заданы ряд вопросов. Мы выбрали ответы на те вопросы, которые показались наиболее интересными.
Анализ ответов позволяет составить образную картину музейной панорамы университета глазами студентов. Кроме ожидаемых ответов, были и интересные признания, которые наталкивают на размышления. Среди запомнившихся экспонатов называли: метероиты, коллекцию самородного золота, коллекцию пермских рыб, скелет мамонта в геологическом музее. «Осознание того, что это за объект и откуда он вызывает у меня неоправданный, на самом деле, трепет, по той причине, что это – самый дальний объект относительно Земли, который я увидел. Так же я запомнил экспонаты грунта с Луны и Марса. Ведь это удивительная вещь, рассмотреть объект с того небесного тела, которое я видел лишь в телескоп. …Один минерал меня очень удивил – он выглядит в точности как вата» (Андрей Чванов, гр. 09-731). «Железокаменный метеорит Эскуэль (очень красивое сочетание кристаллов и металла) и двухсоткилограммовый метеорит Сеймчан, который можно было потрогать (Полина Ханжина, гр. 09-731). Кому то запомнились «застеклѐнные шкафы с орнаментом из полированного цельного красного дерева в музее Казанской химической школы им. Бутлерова» (Крина Гайфуллина, гр. 09-732). «Странной формы колба в химическом университете, но мы тогда так и не угадали название, а оно и не запомнилось» (Ильмира Бурганова, гр. 09-732).
На вопрос «значение личности Лобачевского в истории университета» были даны любопытные ответы: «Лобачевский способствовал не только процветанию геометрии, но и процветанию Казанского университета (Ильмира Бурганова, гр. 09-732). «Благодаря его деятельности улучшилось качество образования, было построено множество различных зданий, таких как: химическая лаборатория, библиотека, астрономической и магнитной обсерваторий и другие. Более того, Лобачевский способствовал развитию взаимоотношений России с восточными государствами, так появились различные кафедры востоковедения. Также он внес огромный вклад в развитие геометрии, но, к сожалению, его успехи были оценены намного позже. Неоценимы его действия во время пандемии холеры в Казани, а также организация спасения астрономического оборудования и книг во время пожара в Казани». (А. Чванов, гр. 09-731).
Среди ответов встречаются и противоположные мнения, например: «Мне кажется, что многие преувеличивают личность Лобачевского, забывая о других не менее значимых, таких как Бутлеров, Арбузов, Завойский, Вагнер, Симонов». «Лобачевский облегчил поступление в университет для людей из народа» (Адель Самигуллин, гр. 09-731). И совсем оригинальные оценки на молодежном сленге: «Лобачевский был великим геометром, он так же был очень эффективным ректором» (Андрей Чванов). Наверное, это высшая оценка его личности от будущих «эффективных менеджеров».
Мнение о корпоративной культуре и традициях Казанского университета после посещения музеев. «Наши университетские традиции уже живут более 200-х лет и собирают в себе множество различных культур» (И. Бурганова). «Я лучше начала понимать некое величие Казанского университета, раньше мне не было понятно, чем же он лучше и почему его имя находится наравне со многими Московскими и Питерскими институтами. Я не задумывалась, что Казанский университет, это не просто место, созданное, чтобы обучить студентов. Это в первую очередь история многих поколений, многих профессоров и ученных, которые по кирпичикам собирали свою собственную «Казанскую школу», не похожую на другие, со своими традициями и знаниями, передающимися следующим поколениям». Другое мнение: «Известные личности Казанского университета, не только были гениями в своих областях науки, но и хорошо разбирались в других предметах, потому что все процессы взаимосвязаны, и важно быть всесторонне развитым.
Проникнуться корпоративной культурой самого университета у меня не удалось, разве что в контексте её изменений в истории, но было интересно изучить его активность в научной и общественной деятельности.
А. Чванов признался, что впервые узнал о том, «каким образом проходит вручение премии Лобачевского, а именно тот факт, что номинант должен прочитать лекцию в нашем университете».
«Я испытала гордость за наш университет и убедилась, что он оказывал большое влияние не только на науку, но имел высокое значение для промышленности России. В университете изобреди «синтетического анилина», поличили первый российский образец аспирина и т.д.». (Полина Ханжина, 09-731).
Что бы хотели ещѐ узнать о культуре и истории университета? «Более подробно об обсерватории университета и анатомическом музее, поскольку это достаточно интересные темы (К. Абдуллина). «Мне стала интересна тема постройки главного здания. Оказывается внутри оно не такое симметричное, как кажется с наружи. Хотелось бы более подробно изучить ту часть истории университета, когда перестраивали здание и соединяли несколько корпусов в один». «Хотелось бы больше узнать о личностях, обучавшихся в Казанском университете, помимо самых известных. Что сподвигло их поступить в наш университет. Немного больше о востоковедении. Возможно, о медицинском университете. Почему раньше не было ректоров женщин».
«Я бы хотел изучить современную историю университета, развитие и открытия в сфере IT, особенно после становления не КГУ, а КФУ…Я вспомнил свой детский интерес, связанный с минералогией. Также после посещения музея Лобачевского мне бы хотелось узнать по больше о истории математики, ведь местами меня удивляет, как научное сообщество того времени так восприняла идеи Лобачевского относительно 5 постулата Евклида. Связано ли это с догматическим отношением к постулатам Евклида или, наверно, лучше сказать, с консервативностью математиков того времени? (Тимур Рылов, гр. 09-731)
После посещения музеев мне захотелось узнать, почитать «новую литературу по теме архитектура Ансамбля Казанского университета. Складывается ощущение, что каждый корпус таит в своих стенах множество тайн и историй. Было бы интересно подробнее узнать о строительстве каждого». «Хотелось бы больше узнать, про различные народы, населяющие Землю. Также подробнее изучить ископаемые, их свойства …Больше узнать про жизнь ученых, о которых нам немного рассказали». …«Захотелось прочитать первые учебники по алгебре, геометрии, как все преподносилось и описывалось, потому что интересно наблюдать за тем, как эволюционирует наука» (Тимур Рылов, 09-731)
Совсем неожиданный ответ, казалось бы, парадоксальное признание: гуманитарный курс стимулирует интерес к истории науки. …Узнать «про культуру и историю XIX века, про быт и искусство той эпохи, более подробно прочитать, про научные достижения казанских ученых и преподавателей университета (Камилла Абдуллина, гр. 09-731). «Мне бы хотелось больше узнать о современных научных открытиях и исследованиях, проводимых в университете» (Полина Ханжина, гр. 09-731).
В заключении хотелось бы сказать, что студенты 4 курса показали себя самостоятельно мыслящми и пытливыми личностями, стремящимися расширить свой кругозор и повышать эрудицию. А главное, музеи останутся в памяти на всю жизнь, через эту любовь к истории и культуре alma mater начинается любовь к своему отечеству и интерес к истории культуры других эпох и народов.