В Институте геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета собрались учителя географии, руководители районных методических объединений по географии, участники регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший учитель географии» и руководители школ – базовых площадок детско-юношеского геологического движения со всего Татарстана. В рамках совершенствования региональной системы оценки качества образования, и в целях реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации при поддержке Министерства образования и науки РТ и РО «Русское географическое общество» состоялся республиканский научно-методический семинар «Современные проблемы геолого-географического образования в школе и вузе».
Педагоги обсудили современное состояние и развитие школьного географического образования в Республике Татарстан, геологические знания в географическом образовании в разрезе концепции современного естествознания, а также организацию проектно-исследовательской деятельности школьников в сфере наук о Земле вместе со своими коллегами из Казанского федерального университета. Кроме того, специально для них сотрудники ИГиНГТ организовали мастер-класс «Геоинформационные технологии на уроках географии» и экскурсию в Геологический музей имени А.А. Штукенберга.
С приветственным словом в ходе торжественного открытия семинара выступил заместитель директора ИГиНГТ по практикам и взаимодействию с работодателями Андрей Терёхин, который отметил, что ИГиНГТ КФУ является центром методической поддержки детско-юношеского геологического движения в Республике Татарстан и охватывает несколько десятков базовых школ: «Данное мероприятие посвящено методике преподавания географии в школе. Дело в том, что такого предмета, как геология, в школьной программе сегодня нет, учащиеся не совсем представляют, чем занимаются геологи, но ведь, огромное количество профессий топливно-энергетического комплекса связано именно с геологией. Это и сфера строительства, и гидрогеология. Поэтому Институт геологии и нефтегазовых технологий ведет системную работу, начиная со школьной скамьи. На сегодняшний день мы имеем 39 базовых школ, где работают кружки юных геологов, мы обеспечиваемых их методической поддержкой, помогаем расширять минералогические коллекции и способствуем их деятельности в области геологического образования. Хотелось бы также отметить большую роль нефтяных компаний, которые выступают спонсорами всех мероприятий и поддерживают это движение».
Преподаватели ИГиНГТ регулярно проводят занятия по подготовке к всероссийским олимпиадам по геологии, организовывают выезды и экскурсии для всех интересующихся геологией ребят, проводят вебинары и читают онлайн лекции для школьников, которые не имеют возможности приезжать в Казань. Стоит отметить, что Центр дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга, существующий на базе института, создал специальный общедоступный мультимедийный образовательный ресурс «Общая геология» (opengeo.kpfu.ru). Сайт позволяет любому человеку получить знания об основных закономерностях развития Земли, ее места в космическом пространстве, внутреннем строении, минералах, горных породах, а также знакомит с важнейшими закономерностями геологических процессов. Это первый массовый открытый онлайн курс, созданный на базе КФУ, над которым трудились преподаватели Института геологии и нефтегазовых технологий. Заместитель директора ИГиНГТ по маркетингу, директор ЦДОМКиМ Ильдус Чукмаров рассказал участникам семинара об открытом курсе, youtube-канале Центра и отметил, что перед педагогами стоит ответственная и непростая задача – интеграция геологического образования в школьную программу, и сотрудничество с университетом может принести свои плоды: «Основными ресурсами нашей республики являются углеводороды, а геологи и нефтяники - одна из самых важных профессий. Поэтому на наших с вами плечах лежит ответственность за подготовку кадров, которые смогут добыть больше нефти и обеспечить процветание нашего края. Мы не только ведем профориентационную работу, а также стараемся помочь вам и создаем вот такие ресурсы, которые доступны каждому школьнику и учителю в любом уголке страны. Это наш подарок. Кроме того, я приглашаю вас, дорогие педагоги, вместе создавать микроуроки и видеолекции на базе нашей студии «Инкубатор дистанционных образовательных проектов», которые будут помогать продвигать и интегрировать геологическое образование в школьную программу и привлекать талантливых ребят в геологию».
Движению юных геологов Татарстана более 40 лет, а «Школа юного геолога КФУ» была создана на базе ИГиНГТ еще в 2013 году. В рамках обучения ребята знакомятся с различными геологическими дисциплинами, приобщаются к профессии, участвуют в олимпиадах как полевых, так и теоритических, готовятся к конференциям и семинарам. Так команда «Ферсман» IT-лицея КФУ вошла в тройку лучших, взяв бронзу ХII Всероссийской полевой олимпиады, а команда «Геобарс» стала четвертой.
«На протяжении семи лет мы являемся базовой площадкой по геологическому образованию школьников Республики Татарстан и очень успешно сотрудничаем с КФУ по разным направлениям: подготовка к олимпиадам, выезды на геологические памятники, конференции, работа с музеем. Наши дети участвуют в республиканских и всероссийских олимпиадах, ежегодно становятся победителями. Конечно, как учитель, я не могу подготовить детей на таком высоком уровне. И здесь очень важно сотрудничество именно с КФУ. Мы уверены в том, что наши дети имеют хороших наставников и возможность проявить себя дальше по жизни, выбирают свою профессию, и после окончания школы у них не стоит вопрос, кем они будут в жизни, точно знают, что будут геологами», – поделилась учитель географии МБОУ «Гимназия №7», куратор команды юных геологов «Наутилус» Татьяна Афанасьева.