2 сентября в Казани состоялась презентация международного проекта «Умный» Шелковый путь, направленного на развитие автомобильного транспортного коридора Европа - Россия - Китай. В форуме приняли участие более 300 экспертов дорожной и транспортной отрасли из пяти стран (России, Китая, Южной Кореи, Казахстана и Финляндии), в том числе, и заведующий кафедрой ВВН и ПБ Алим Кемалов.
В ходе церемонии открытия мероприятия глава Росавтодора Роман Старовойт и Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов отметили, что улучшение состояния дорог приведет к сокращению времени доставки грузов, что будет способствовать увеличению товарооборота и росту торгово-инвестиционных возможностей России и ее регионов. «Республика является лидером по многим направлениям, в том числе и дорожной отрасли. Доля региональных трасс в нормативном состоянии на территории Татарстана намного превосходит средние показатели по стране», - подчеркнул Роман Старовойт.
По словам Рустама Минниханова, дорожно-транспортная сеть – это основа любого региона. Нужны новые инновационные решения, чтобы соответствовать требованиям времени. В частности, новый импульс развитию автомобильного коридора между Европой и Азией должно придать внедрение интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий.
Проект «Умного» Шелкового пути является одним из приоритетов политики Росавтодора. В 2016 году общий объем средств на строительство, реконструкцию, капремонт и ремонт федеральных трасс в автодорожном транспортном коридоре Европа - Россия - Китай составил более 42 млрд рублей. Благодаря этому до конца сезона будет введено в эксплуатацию 1020 километров обновленного покрытия. В частности, будет произведена модернизация покрытия на федеральных автомобильных дорогах М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-10 «Россия» и А-181 «Скандинавия».
По словам главы Росавтодора, российский участок международного транспортного коридора между Азией и Европой от Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном имеет протяжённость более 3,8 тыс. километров. Из них в нормативном состоянии находится более 65%. При этом к концу 2016 года уже 71% протяженности федеральных трасс стран будет приведено в соответствие нормативным требованиям, к 2019 году - вся федеральная сеть.
В рамках проекта «Умный» Шелковый путь предусмотрено развитие нескольких интеллектуальных транспортных систем, которые позволят профильным службам полностью контролировать ситуацию на дорогах и обеспечивать бесперебойное и безопасное движение транспорта в зависимости от дорожной обстановки, специфики трафика и погодных условий. Автоматизированные комплексы видеонаблюдения за дорогой, мобильные метеостанции, пункты подсчета интенсивности движения, а также технологии на базе ГЛОНАСС позволяют контролировать работу каждой дорожной машины, анализировать трафик и прогнозировать возможные затруднения проезда, а также заблаговременно принимать меры по обработке дорожного полотна в случае предстоящего снегопада или образования гололеда.
Кроме того, на транспортном коридоре заработает автоматизированная система весогабаритного контроля большегрузного транспорта. В России в тестовом режиме уже функционируют 22 пункта весового контроля с применением фото- и видеофиксации правонарушений. Действует система информационного обмена с ГИБДД, передача информации осуществляется через криптографический защищенный канал.
Также глава Росавтодора отметил важность функционирования на федеральных трассах системы «Платон», которая позволит компенсировать ущерб, который будет наноситься дорогам в результате увеличения грузовых потоков. О планах реализация аналогичного проекта на территории своей страны в рамках форума также заявил председатель Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Мереке Пшембаев.
Участники форума отметили необходимость уже сейчас обеспечить внедрение технологий, в том числе на основе точных систем позиционирования и навигации транспортных средств для создания условий движения автомобилей с высокой долей автоматизации. Для обмена опытом между дорожниками разных стран в области беспилотного транспорта состоялась презентация проекта финского проекта Aurora. Представитель Транспортного агентства Финляндской Республики Алина Коскела рассказала об опыте эксплуатации специального испытательного полигона в Лапландии. Данная трасса оборудована рядом инновационных технических решений, позволяющих тестировать автомобили, оснащенные системами остановки перед препятствиями, обнаружения пешеходов, распознавания знаков дорожного движения, а также датчиками и программными комплексами, позволяющими машине в режиме автоматического управления ехать в режиме колонны за ведущим транспортным средством. «Мы приглашаем к сотрудничеству и тестированию в рамках нашей «умной» дороги российских производителей автомобилей с элементами автопилотирования. В том числе, будем рады видеть на нашей трассе пилотные образцы компании «КАМАЗ», - заявила Алина Коскела.