В.Г. Ананьев
Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, 199034, Россия
Аннотация
Революция 1917 г. вызвала значительные изменения и в области музейного дела. Широко обсуждались вопросы реформы структуры и управления крупнейших музеев страны. Одним из них был Эрмитаж. В статье рассматриваются проекты его реформирования, на основании архивных материалов, прежде не привлекавших внимание исследователей, анализируются позиции их авторов. Центральное место отведено анализу проекта молодого искусствоведа, помощника хранителя Картинной галереи Эрмитажа Ивана Ивановича Жарновского (1890–1950). Этот проект был озвучен на заседании подкомиссии по музейному делу и охране памятников, созданной при Институте истории искусств в марте 1917 г. Цель её заключалась в подготовке создания Министерства искусств, которому должно было быть подчинено и музейное дело. Судьбе Эрмитажа было посвящено несколько докладов. Жарновский в своём выступлении сконцентрировался на включении в собрание Эрмитажа представительной коллекции западноевропейской живописи XIX в. Во многом этим молодым искусствоведом учитывался знакомый ему опыт Германии. Возможно, его предложения отражают более широкие настроения эпохи и позволяют по-новому взглянуть на те преобразования, которые Эрмитаж переживёт в первые годы Советской власти. Этот доклад является ещё одним свидетельством того, что музейную политику первых послереволюционных лет нельзя воспринимать как чистый волюнтаризм большевиков, значительное участие в выработке её основ принимали представители интеллигенции дореволюционных поколений.
Ключевые слова: музей, музеология, музееведение, Эрмитаж, И.И. Жарновский, Институт истории искусств
Литература
Поступила в редакцию
25.11.17
Ананьев Виталий Геннадьевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Музейного дела и охраны памятников
Санкт-Петербургский государственный университет
Университетская набережная, д. 7–9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия
E-mail: v.ananev@spbu.ru
Для цитирования: Ананьев В.Г. Эрмитаж между «музеем нового искусства» и «музеем быта»: проект И.И. Жарновского в контексте проектов революционной эпохи // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 3. – С. 656–664.
For citation: Ananiev V.G. The Hermitage between the “museum of modern art” and the “museum of everyday life”: I.I. Zharnovsky’s project in the context of the projects of the era of revolutions. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 3, pp. 656–664. (In Russian)
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.