В.Г. Ананьев

Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, 199034, Россия

Полный текст PDF

Аннотация

Революция 1917 г. вызвала значительные изменения и в области музейного дела. Широко обсуждались вопросы реформы структуры и управления крупнейших музеев страны. Одним из них был Эрмитаж. В статье рассматриваются проекты его реформирования, на основании архивных материалов, прежде не привлекавших внимание исследователей, анализируются позиции их авторов. Центральное место отведено анализу проекта молодого искусствоведа, помощника хранителя Картинной галереи Эрмитажа Ивана Ивановича Жарновского (1890–1950). Этот проект был озвучен на заседании подкомиссии по музейному делу и охране памятников, созданной при Институте истории искусств в марте 1917 г. Цель её заключалась в подготовке создания Министерства искусств, которому должно было быть подчинено и музейное дело. Судьбе Эрмитажа было посвящено несколько докладов. Жарновский в своём выступлении сконцентрировался на включении в собрание Эрмитажа представительной коллекции западноевропейской живописи XIX в. Во многом этим молодым искусствоведом учитывался знакомый ему опыт Германии. Возможно, его предложения отражают более широкие настроения эпохи и позволяют по-новому взглянуть на те преобразования, которые Эрмитаж переживёт в первые годы Советской власти. Этот доклад является ещё одним свидетельством того, что музейную политику первых послереволюционных лет нельзя воспринимать как чистый волюнтаризм большевиков, значительное участие в выработке её основ принимали представители интеллигенции дореволюционных поколений.

Ключевые слова: музей, музеология, музееведение, Эрмитаж, И.И. Жарновский, Институт истории искусств

Литература

  1. Золотинкина И.А. Журнал «Старые годы» и некоторые проблемы музейного дела в начале ХХ в. // Музеология – музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания: Материалы Междунар. науч. конф., СПб., 14–16 мая 2008 г. – СПб., 2009. – С. 191–200.
  2. Вейнер П.П. Библиографические листки. «Старые годы», их история и критика en connaissence de cause (комментарии). – СПб.: Коло, 2008. – 288 с.
  3. Бенуа А.Н. Художественные реформы // Слово. – 1906. – 8 янв. – С. 5.
  4. Необходимо ли самостоятельное ведомство изящных искусств? Доклад В.Я. Курбатова, прочитанный по поручению Совета Института истории искусств на совещании деятелей искусства 7 марта 1917 г. – Петроград: Двигатель, 1917. – 25 с.
  5. Краткий отчёт от деятельности Российского института истории искусств // Задачи и методы изучения искусств / Отв. ред. А.Ф. Некрылова. – СПб.: РИИИ, 2012. – С. 187–247.
  6. Журналы заседаний Совета Эрмитажа: в 2 ч. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – Ч. 1: 1917–1919 годы. – 604 с.
  7. Дударец Г.И. Иван Тадеуш Богдан Жарновский («Иван Иванович») // Известия Института наследия Бронислава Пилсудского. – 2009. – № 13. – С. 30–40.
  8. Тихонов И.Л. Хранитель древностей Императорского Эрмитажа Г.Е. Кизерицкий // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. – 2012. – № 11. – С. 419–438.
  9. Исмагулова Т.Д. «Польские» сотрудники Российского института истории искусств в Санкт-Петербурге-Ленинграде: Иван (Ян Тадеуш Богдан) Иванович Жарновский (1890–1950) и Казимир Северинович Малевич (1879–1935) (по неопубликованным материалам) // Sztuka Europy Wschodniej. Искусство Восточной Европы. Art of Eastern Europe. – Warsawa; Torun: Wydawnictwo Tako, 2014. – Т. 2. – S. 57–64.
  10. Paret P. The Tschudi Affair // J. Mod. Hist. – 1981. – V. 53, No 4. – Р. 589–618.
  11. Curran K. The Invention of the American Art Museum. From Craft to Kulturgeschichte, 1870–1930. – Los Angeles, CA: Getty Res. Inst., 2016. – 248 р.

Поступила в редакцию

25.11.17

 

Ананьев Виталий Геннадьевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Музейного дела и охраны памятников

Санкт-Петербургский государственный университет

Университетская набережная, д. 7–9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия

E-mail: v.ananev@spbu.ru

 

Для цитирования: Ананьев В.Г. Эрмитаж между «музеем нового искусства» и «музеем быта»: проект И.И. Жарновского в контексте проектов революционной эпохи // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – Т. 160, кн. 3. – С. 656–664.

For citation: Ananiev V.G. The Hermitage between the “museum of modern art” and the “museum of everyday life”: I.I. Zharnovsky’s project in the context of the projects of the era of revolutions. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 3, pp. 656–664. (In Russian)

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.