В рамках реализации проекта «Горизонты развития», направленного на адаптацию и социализацию студентов, прибывших из новых (исторических) регионов России при поддержке Благотворительного фонда «Татнефть» доцентом кафедры психологии Минахметовой Альбиной было проведено занятие по теме «Психологические барьеры на пути саморазвития». Занятие является важным элементом сопровождения студентов в период вхождения в образовательную и культурную среду, а также способствовало формированию личностной устойчивости и внутренней опоры в условиях перемен.
Актуальность затронутой темы объясняется тем, что молодые люди, находящиеся в состоянии жизненных и учебных изменений, часто сталкиваются с неуверенностью, сомнениями в собственных силах, страхами, отсутствием четких ориентиров и представлений о себе. Особенно остро это проявляется в условиях переезда, смены окружения и необходимости быстрой адаптации. Занятие было направлено не просто на знакомство студентов с теоретическими аспектами саморазвития, но и создание безопасного пространства для осмысления личных барьеров и выработки практических инструментов преодоления трудностей.
В рамках встречи студенты узнали о природе психологических барьеров – таких, как страх неудачи, перфекционизм, страх оценки, низкая самооценка и прокрастинация. Каждый из этих барьеров был рассмотрен через призму студенческого опыта, а работа с ними строилась на основе интерактивных упражнений. Особый интерес вызвали задания «Коллекция неудач», «Глазами других» и «Диалог со страхом», позволившие участникам осознанно подойти к своему опыту и взглянуть на страхи как на точки роста, а не препятствия. Дополнительные упражнения были направлены на развитие уверенности в себе, осознание своих ресурсов и первый шаг к действиям, которые ранее казались невозможными.
В рамках занятия студенты учились воспринимать сложные ситуации под разными углами, менять стратегии мышления и поведения в зависимости от условий. Ведь умение перестраиваться, сохранять продуктивность в условиях неопределенности, принимать нестандартные решения и не бояться изменений – это ключевые навыки современного человека. Упражнения «Поменяй точку зрения», «Что, если…», «Карта саморазвития», а также работа с кейсами на основе жизненных ситуаций студентов (таких как страх перед сессией, потеря ориентира, отказ от интересной возможности из-за неуверенности) помогли участникам развить гибкость мышления и повысить свою адаптивность.
Студенты делились тем, что занятие помогло им не только понять себя глубже, но и взглянуть на трудности с новой, более спокойной и уверенной позиции. Многие признавались, что впервые позволили себе вслух говорить о страхах, неуверенности, сомнениях. Задания оказались не просто интересными, они затронули важное, личное, то, что долго оставалось «внутри».