Ученые и практики из разных городов России обсудили ключевые вызовы и стратегии устойчивости образовательных систем.
В стенах Елабужского института Казанского федерального университета начала работу IV Международная научно-практическая конференция «Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций».
Масштабное событие объединило ведущих исследователей, педагогов-практиков, руководителей образовательных учреждений и студентов для глубокого анализа одного из самых актуальных трендов современности – способности образовательных систем противостоять вызовам и устойчиво развиваться. На конференцию собрались представители из Москвы, Вологды, Севастополя, Оренбурга, Ростова-на-Дону и многих других научных и образовательных центров.
Центральным событием стало пленарное заседание. Собравшихся приветствовал директор Елабужского института КФУ Марат Умаров.
«Работа конференции ориентирована на решение проблем наших общеобразовательных школ, повышение качества образования. Тема образовательной резильентности становится все более популярной, о чем говорит рост научных публикаций по теме. И наш коллектив активно принимает участие в исследованиях», – отметил Марат Файзуллаевич.
Директор подчеркнул, что Елабужский институт КФУ видит своей задачей не только изучение этого феномена, но и активное внедрение лучших практик в собственную деятельность.
С докладами выступили признанные эксперты в области педагогики и управления образованием. Доцент кафедры педагогики Елабужского института КФУ Владислав Виноградов раскрыл тему «Субъектность школы как базис ее резильентности». Спикер указал шесть ключевых характеристик проактивной школы и поделился стратегией развития Университетской школы.
Начальник отдела мониторинговых исследований и оценочных процедур Вологодского института развития образования Игорь Осокин в своем выступлении «Феномен дидактической резильентности учителей школ с низкими образовательными результатами» затронул острую проблему поддержки педагогов в сложных условиях.
«Мы вводим новое понятие – резильентная деятельность учителя. Ее сущность заключается в помощи обучающимся в преодолении причин низких образовательных результатов. Это достигается за счет создания условий, которые учитывают особенности их развития и воспитания, а также специфику функционирования школы. Нами были сформулированы ключевые признаки этой деятельности: мультифрактальность, адаптивность, прагматичность, открытость, неустойчивость, нелинейность, гуманистичность и диагностично-специфичность».
Доцент Набережночелнинского института КФУ Расуля Асталинова презентовала исследование «Формирование профессиональной резильентности будущего инженера». Взгляд из столичной системы профессионального образования представила Екатерина Писарик, директор московского «Колледжа сферы услуг № 10». В ее докладе «Стратегия развития современного колледжа: цели, ценности, пути совершенствования» был обобщен практический опыт трансформации учреждения СПО.
Завершила блок выступлений доцент Набережночелнинского государственного педагогического университета Альбина Ганиева, осветившая «Современные психокоррекционные приемы работы с дошкольниками из семей иностранных граждан».
Далее работа конференции перешла в фазу углубленного рассмотрения конкретных аспектов резильентности в рамках тематических секций. Работа ведется одновременно на трех площадках: «Актуальные проблемы повышения качества образования в России и за рубежом», «Психолого-педагогические технологии формирования академической и личностной резильентности», «Феномен педагогической резильентности: компоненты и способы формирования у будущих учителей».
Особенностью конференции станет проектная сессия «Современная школа: проблемы и их решение», которая завершит программу дня.
Обмен мнениями между теоретиками и практиками, представителями разных регионов и уровней образования задает мощный импульс для дальнейших исследований и практических преобразований в сфере образования, направленных на укрепление его устойчивости.

















