17 января в рамках работы V Международной научно-практической конференции «Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественно-научным и техническим дисциплинам», посвященной памяти академика РАН К.А. Валиева, состоялось заседание секции «Использование STEM- и STEAM-подходов в освоении дисциплин общего и дополнительного образования».
К выступлению на секции представлено 9 докладов, из которых в формате онлайн было выслушано 4 доклада, очно выступили преподаватели и студенты магистратуры ЕИ КФУ. В работе конференции приняли участие 4 доктора наук из московских вузов, 4 кандидата наук, учителя и магистранты.
Модератор секции, доцент кафедры физики Ф.М.Сабирова, после вступительного слова о реализации дисциплины «Теория и практика STEAM-образования» в магистратуре направления подготовки «Цифровое образование» ЕИ КФУ, предоставила слово доктору технических наук, профессору Национального исследовательского университета «МЭИ», г. Москва, Очкову Валерию Федоровичу, подготовившему доклад совместно с коллегами, д.т.н. А.И. Тихоновым и к.т.н. Ю.В.Шацких «SMath на занятиях по МИТ (математика-информатика-техника)». Докладчик показал, что STEAM и МИТ вполне созвучны и поделился опытом использования физико-математического пакета Smath Studio при решении различных физических задач. Большой интерес у присутствующих на заседании секции вызвали примеры из литературных произведений. Так, он приводил отрывки из произведений Льва Толстова, Федора Достоевского, где описывались элементы небесной механики – движение кометы, проблема трех тел, погони – и наглядно демонстрировал способы решения сформулированных в произведениях задач с помощью программы Smath.
Доктор педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета Петрова Елена Борисовна посвятила свой доклад, подготовленный совместно с коллегой, д.ф.-м.н. Г.М. Чулковой, проблемам подготовки будущих учителей физики в условиях высокотехнологичной образовательной среды и поделилась очень интересным опытом их решения на факультете физики и информационных технологий МПГУ.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Елабужского института КФУ Загир Азгарович Латипов рассказал о возможностях использования САПР (систем автоматизированного проектирования) в лабораторном практикуме по электротехническим дисциплинам. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ рассказала о влиянии национального проекта «Образование» на развитие STEAM-образования в России.
С докладами, посвященным различным аспектам STEAM-подхода в образовании, выступили магистранты направления подготовки «Цифровое образование» Елабужского института. Кирилл Чекушин посвятил свой доклад особенностям обучения изобразительному искусству и программированию школьников в контексте STEAM-образования. Никита Смирнов подчеркнул важность изучения английского языка при подготовке будущего программиста. Межпредметным связям в контексте STEAM-образования были посвящены выступления Полины Лыбковой и Айсылу Лутфуллиной.
Завершил работу секции доклад модератора Сабировой Ф.М., подготовленный совместно с коллегами из Узбекистана: старшим преподавателем Кокандского государственного педагогического института Ранохон Ибрагимовой и учителем информатики СОШ №14 г. Коканда Зарнигор Каххаровой. Доклад был посвящен формированию естественно-научного мировоззрения будущих педагогов на материале астрономических задач, где также подчеркивался межпредметный характер в подготовке будущих педагогов в контексте STEAM.