Преподаватель Елена Любимова и магистрант Айсылу Лутфуллина выступили на IV Международной научно-практической конференции.
В Брянске состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты естественно-научного образования в эпоху цифровизации». Мероприятие собрало ученых, преподавателей, исследователей и практиков из разных регионов России. Обсуждались актуальные вопросы развития образования в условиях активного внедрения цифровых технологий.
В рамках работы секции «Технические, компьютерные науки и информационные технологии» старший преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елена Любимова выступила с докладом на тему «Негативные последствия внедрения генеративных нейронных сетей в образовательную практику и пути их минимизации».
Генеративные нейронные сети (ГНС) стремительно завоевывают популярность в различных сферах, включая образование. Однако, как отметила Елена Любимова, их внедрение сопряжено с рядом вызовов и рисков. Среди них – снижение критического мышления у студентов, зависимость от автоматизированных инструментов, проблема плагиата и этические вопросы использования искусственного интеллекта в учебном процессе.
В своем выступлении Елена Любимова подробно проанализировала основные негативные последствия применения ГНС в образовании. Она подчеркнула, что ключевой проблемой становится дефицит самостоятельной работы учащихся, что может привести к эрозии базовых навыков обучения и поиска информации. Кроме того, участники конференции обсудили риски, связанные с неконтролируемым использованием генеративных моделей для создания контента, который может быть неточным или даже ошибочным. Однако, как отметила спикер, эти проблемы не являются непреодолимыми. В своем докладе она предложила ряд стратегий для минимизации негативных эффектов.
Доклад Елены Любимовой вызвал живой интерес среди участников конференции. Коллеги высоко оценили глубину анализа проблемы и практическую направленность предложенных решений. В ходе обсуждения были затронуты дополнительные аспекты, такие как необходимость международного сотрудничества для разработки единых стандартов использования ГНС в образовании.
Магистрант первого года обучения Айсылу Лутфуллина, активный участник студенческого научного объединения «Педагог цифровой эпохи», совместно со старшим преподавателем Еленой Любимовой представила исследование на тему «Отбор инструментов и сервисов искусственного интеллекта для повышения готовности педагогов к их применению».
Айсылу Лутфуллина активно занимается вопросами внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и является молодым, но перспективным исследователем в области искусственного интеллекта и его применения в педагогической практике. Ее участие в конференции стало важным этапом в развитии научной карьеры магистранта.
В своем выступлении авторы акцентировали внимание на важности подготовки педагогов к эффективному использованию современных технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной практике. Они подчеркнули, что успешное внедрение ИИ-инструментов требует не только технической оснащенности, но и профессиональной готовности преподавателей к работе с новыми технологиями.
Айсылу Лутфуллина и Елена Любимова предложили систематический подход к отбору инструментов и сервисов ИИ. Авторы представили список рекомендуемых инструментов, которые могут быть успешно интегрированы в учебный процесс. Среди них – платформы для автоматической проверки заданий, сервисы для создания интерактивных материалов, а также программы для анализа успеваемости студентов. Особое внимание было уделено необходимости проведения регулярных тренингов и семинаров для преподавателей, направленных на повышение их компетенций в области ИИ.
Участники конференции высоко оценили практическую значимость исследования и подчеркнули его актуальность в условиях цифровой трансформации образования. По итогам обсуждения были намечены перспективы дальнейшего сотрудничества для разработки методических материалов и программ повышения квалификации педагогов.
Конференция стала важной площадкой для обмена опытом и идеями, а также для поиска путей дальнейшего совершенствования образовательных практик в эпоху цифровизации. Участники подчеркнули, что только совместные усилия научного сообщества, преподавателей и разработчиков технологий позволят максимально эффективно использовать потенциал искусственного интеллекта, минимизируя его риски.