Студентка факультета русской филологии и журналистики ЕИ КФУ готовит к изданию современное и нетрадиционное методическое пособие к урокам русского языка.
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Этот метод использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
В ближайшее время будет издано современное и нетрадиционное методическое пособие по мнемотехнике, которое было подготовлено студенткой 5 курса факультета русской филологии и журналистики Елабужского института КФУ Марией Прохоровой под руководством доцента кафедры русского и контрастивного языкознания Евгении Пупышевой.
По словам Марии, эта методика не нова, но в современном в виде она значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений.
«Идея создания такого пособия возникла на занятиях по курсам «Современные направления языкознания», а подсказала её доцент кафедры русского языка и контрастивного языкознания Юлия Юрьевна Данилова. Зачастую учителям русского языка очень трудно заинтересовать детей - множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению. Всё это, как оказалось, можно превратить в игру», - рассказывает Мария.
Например, при изучении раздела «Морфология» также можно применять приём рифмизации: для объяснения особенностей имени существительного большим подспорьем может служить такая рифмизация:
Имя существительное.
Обозначаю я предмет,
И на вопрос кто? что ответ
Даю легко:
Крот. Молоко.
Методика обучения школьников на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Она позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.
При изучении единиц языка также поможет использование рифмизации.
Дом строится из кирпичей.
Сначала строится фундамент,
Он держит дом, чем он прочней,
Тем дольше служит вам он с нами.
Над ним подвал и этажи,
Их пять, и шесть, и сто бывает
Они нужны, чтоб нам там жить,
А крыша дом весь защищает.
Язык – многоэтажный дом:
Фундамент – звук, основа в нём,
Слова – этаж, стоит он выше,
А предложенье служит крышей.
В методическое пособие Мария включила несколько лингвистических сказок, орфограммы в виде ребусов, правила в стихотворной форме. Помимо научных исследований, Мария Прохорова увлекается музыкальным и литературным творчеством, создаёт картины. Иллюстрации и стихи к изданию она подготовила сама. Готовые авторские Приложения, которыми можно пользоваться на уроках, Мария планирует внедрить в школе.
«Я абсолютно уверена в том, что мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес к получению знаний, но и своими «ненаучными», нетрадиционными и упрощенными способами подачи нового материала «на пальцах», поможет школьникам понять суть правила и, как следствие, облегчает применение его на практике. - Убеждена автор. - Применять эту методику можно и в старших классах, и занимаясь с родителями. Я и сама, будучи школьницей, учила историю по своим ассоциативным зарисовкам».