В Институте психологии и образования прошли открытые занятия, опыт проведения которых переняли коллеги.
Преподаватели Елабужского института – члены Ученого совета КФУ, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Линар Ахметов, доцент кафедры математики и прикладной информатики Татьяна Анисимова, доцент кафедры психологии Галия Льдокова в рамках Недели современных образовательных технологий посетили открытые занятия преподавателей Института психологии и образования.
Форсайт-технология была представлена кандидатом педагогических наук Гульнарой Валиулиной. Данная технология была рассмотрена в одной из значимых и сложных тем «Восстановление речи у лиц с последствиями очаговых поражений головного мозга». Находясь в постоянном активном взаимодействии, студенты составляли прогноз ожидаемых результатов восстановления речевой функции у пациента в соответствии с его клиническим диагнозом и речевыми функциями. Студенты, разделившись на группы, выполняли роли «разработчиков» и «экспертов». Первые серьезно обосновывали свой прогноз, опираясь на знания, полученные в рамках дисциплины «Афазия», а вторые серьезно задавали вопросы и вносили коррективы. Все планы-прогнозы с учетом корректив были представлены к публичной защите, и педагог вносил свои уточнения к предполагаемым действиям специалистов. Одним из кульминационных моментов занятия стал этап составления локальной Дорожной карты восстановления речи пациента с ОПГМ. Помимо хороших академических знаний, студенты продемонстрировали и креативность при составлении программы восстановления речи пациента в соответствии с его клиническим диагнозом, речевым статусом и прогнозом ожидаемого результата.
На сегодня форсайт – это наиболее эффективный метод, который применяется для формирования приоритетов в сфере экономики, науки, технологий и общества. По результатам, получаемым при помощи такого инструмента проектов, создаются специальные дорожные карты. Они-то и позволяют решать вопросы формирования будущего. Но данная технология, как мы видим, успешно применяется и в системе образования. На основе конкретного случая можно определить приоритеты для лечения и дальнейшей реабилитации пациента, выявить факторы, способствующие и сдерживающие данный процесс, совместно со специалистами определить круг решаемых задач, чтобы работа по восстановлению была системной.
Большой удачей стало посещение занятия профессора Александра Прохорова, которого без лукавства можно назвать корифеем отечественной психологической науки. Сегодня Александр Октябринович является непревзойденным специалистом в области изучения состояний человека как психического явления. Он продемонстрировал технологию «Брейн-боксинг». Студенты 2 курса, разработав вопросы по теме «Психология состояний. Психология саморегуляции», состязались между собой как на настоящем брейн-ринге. И хотя боксировались они не в боксерских перчатках, энергии было затрачено ничуть не меньше. Студенты продемонстрировали свои знания теории психических состояний и регуляции состояний Л.Г. Дикой и своего педагога, умение формулировать вопросы, работать в команде, взаимодействовать при решении поставленной задачи, корректность по отношению к команде соперника. Была и дуэль капитанов. Александр Прохоров, как настоящий рефери, держал под контролем ситуацию, ненавязчиво вносил свои коррективы, давая возможность самим студентам полностью раскрыть свои возможности. Подведены итоги: ничья. Но педагог высказал и свои наблюдения относительно состояний, которые испытывали сами студенты во время занятия, например, волнение, нахлест эмоций, когда один из студентов периодически открывал окно и т.д. Опыт, обаяние педагога сделали свое дело, а ведь у студентов занятие с применением этой технологии было впервые.
«Такая демонстрация образовательных технологий, безусловно, полезна всем, - отметила Галия Льдокова. - Любая технология применима в любой отрасли знаний, в любой дисциплине. Кто-то впервые откроет для себя инновацию, кто-то сам создаст новую технологию, кто-то успешно будет применять множество технологий, а кто-то станет специалистом-мастером только одной методики. Вариантов множество. Большое спасибо директору Института психологии и образования Айдару Калимуллину за организацию такой продуктивной Недели и директору Елабужского института КФУ Елене Мерзон за возможность посмотреть мастер-классы и усовершенствовать свои занятия со студентами».
Впереди еще несколько дней новых открытий.