Творческая встреча прошла на отделении психологии и педагогики
06 декабря 2022 года выпускница факультета психологии и педагогики Елабужского института КФУ Марьям Лобынцева провела с будущими педагогами-психологами мастер-класс на тему «Сказкотерапия». Данная встреча не была случайной. Марьям, ныне опытный практикующий психолог, во время предыдущего мастер-класса пообещала студентам поделиться с ними психотерапевтическим инструментом, который она часто использует в своей работе с клиентами.
Марьям разъяснила участникам занятия, что в работе психолога используются два основных типа сказок: готовые и те, которые необходимо сочинить самому клиенту. Считается, что такого рода терапия позволяет человеку глубже познать свой внутренний мир.
Психолог во время мастер-класса тут же предложила студентам написать свою собственную сказку - без подготовки, на одном дыхании, не задумываясь о правилах письменной речи и т.д., не заботясь о том, чтобы сказка была красивой. Главное правило во время написания сказки - «как катится сказка, пусть так и катится», - пояснила Марьям.
Вспомнили, с чего начать сказку – с зачина, например, «Жили-были…», «Однажды…».
Обозначили, что в сказке есть главный герой, вокруг которого и будут разворачиваться события. И, конечно же, конец сказки.
На написание сказки, как правило, отводится время не более 5 минут, так как после этого времени у человека уже включается осознанность, он начинает фантазировать и приукрашивать, сюжет сказки становится красивым, но для психологического анализа – уже бесполезным.
Марьям поделилась своим опытом и рассказала, что многие люди влюбляются в свои сказки, начинают видеть себя по-другому, раскрывают в себе творческий потенциал, который ранее они и не замечали.
После обсуждения и выбора общей темы началась работа, во время которой каждый студент написал свою диагностическую сказку, после чего, все объединились в микро-группы, чтобы анализировать собственные сказки, приобретая опыт психологического анализа.
Далее студенты, получив обратную связь от других, поняв, с какими трудностями сталкивается их главный герой, принялись совместно писать терапевтическую сказку - осознанно, меняя те моменты диагностической сказки, которые они не осознавали.
Основной смысл терапевтической сказки – создание своей собственной реальности, с учетом понимания «болевых» моментов и ресурсов, необходимых для разрешения ситуации. Марьям объяснила, что при создании терапевтической сказки формируются новые нейронные связи через осознание того, что с человеком не так, и которые помогают человеку найти выход из сложившейся трудной ситуации.
В конце занятия участники поблагодарили Марьям Лобынцеву за увлекательный мастер-класс, за интересный психодиагностический и терапевтический инструмент, помогающий осознать свои проблемы и решить их.