STEAM-образование – это модель, объединяющая естественные науки, инженерные предметы и искусство (творчество) в единую систему
Команда из Елабужского института КФУ в составе Анисимовой Т.И., Сабировой Ф.М., Красновой Л.А., Шатуновой О.В. реализуют проект по разработке и внедрению в образовательный процесс нового учебного модуля «Технологии STEAM-образования» в рамках направления 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Цифровое образование».
STEAM-образование – это модель, объединяющая естественные науки, инженерные предметы и искусство (творчество) в единую систему, поэтому оно представляет интерес для исследователей и преподавателей различных научных направлений. Несколько лет назад проблемой внедрения STEAM в образовательную практику занялись и в Елабужском институте КФУ. Результатом эффективного сотрудничества представителей кафедр математики и прикладной информатики, физики и педагогики стала победа в грантовом конкурсе благотворительного фонда Владимира Потанина с проектом по разработке нового учебного модуля «Технологии STEAM-образования».
В 2022-23 учебном году в Елабужском институте КФУ был осуществлен набор на магистерскую программу по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль "Цифровое образование". Особенность ОПОП - новый модуль – «Технологии STEAM-образования», логично вписывающийся в структуру профиля. Он распределен по двум частям учебного плана Блока 1, а также включен в Блок 2 «Практика».
Освоение модуля началось с дисциплины «Теория и практика реализации STEAM-образования» (1 семестр 2022-23 учебного года), программа которой разработана и реализуется доцентом Файрузой Сабировой. В процессе изучения дисциплины у обучающихся формируются компетенции для реализации подходов STEAM-образования в различных образовательных организациях, в соответствии с которыми выпускник, освоивший дисциплину, будет знать современные технологии проектирования организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в концепции STEAM-образования.
Закрепление полученных обучающимися компетенций произойдет на практико-ориентированной дисциплине «Робототехника в STEAM-образовании» (2 семестр 2022-23 учебного года), основная цель которой – формирование у студентов проектно-исследовательских навыков в процессе создания соответствующих объектов. Образовательная робототехника является неотъемлемой составляющей модели STEАM-образования, поскольку она представляет собой метапредметный компонент содержания образования. Завершит процесс формирования STEAM-компетенций практика «Проектно-исследовательская деятельность в STEAM» (3 и 4 семестры 2023-24 учебного года), которая предусматривает работу над проектами, дающую возможность сформировать и развить у студентов осознанность достижения результата проектной деятельности.
Результаты проделанной работы представлены в публикациях ВАК:
Анисимова, Т.И. Модель формирования проектно-исследовательских компетенций у будущих педагогов STEAM-образования / Т.И. Анисимова, О.В. Шатунова // Инновации в образовании. – 2022. - № 9. – С. 52-59. https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=io092022
Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М. Актуализация магистерской программы «Цифровое образование» посредством дополнения ее модулем «Технологии STEAM-образования» // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 186–191. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.27
Работа над проектом продолжается.