В дни празднования 213-летия КФУ и 119-летия Елабужского института мы продолжаем знакомить с интересными страницами истории альма-матер.
О том, как велось обучение домашних учительниц в Стахеевском Епархиальном училище в начале XX века рассказала доктор исторических наук, профессор Инга Маслова.
«Преподавательский состав Стахеевского Епархиального училища отличался высоким уровнем профессиональной подготовки и добрым отношением к воспитанницам. Возглавлял учебное заведение Совет училища, в состав которого входили: председатель Совета протоиерей, кандидат богословия Владимир Вечтомов; начальница училища, выпускница Вятского епархиального училища Елизавета Шубина; инспектор классов, кандидат богословия, священник Сергий Танаевский и два члена - выпускники Вятской духовной семинарии Георгий Красноперов и Василий Лобовиков. На Совет были возложены обязанности по формированию преподавательского состава, по проведению приемных испытаний и другие.
Основные учебные курсы, к коим относились: богословие, русский и церковнославянский языки, арифметика, история, география, дидактика читались кандидатами богословия. При этом бросается в глаза одна особенность, совершенно не свойственная современным учебным заведениям: один и тот же преподаватель мог читать лежащие в различных областях науки учебные дисциплины. Например, кандидат богословия Владимир Григорьев преподавал воспитанницам арифметику и дидактику, а преподавание истории Иваном Альбицким совмещалось с обучением воспитанница геометрии.
Широкий круг изучаемых в Епархиальном училище предметов требовал квалифицированных преподавателей по музыке, пению, рукоделию. Церковное пение, в котором воспитанницы упражнялись довольно часто и с особым усердием, преподавал Николай Дьяконов, имевший от придворной певческой капеллы свидетельство 2-го разряда. Учителя музыки, а в училище предлагалось обучение игре на рояле и скрипке, Варвара Костенко, Людмила Липская, Елизавета Беляева, Маргарита Машковцева и Теразия Шубет занимались индивидуально с каждой воспитанницей.
Кроме учителей-предметников за каждым классом была закреплена воспитательница, в обязанности которой входило следить за благопристойными манерами девочек как во время занятий, так и во внеучебное время. Нередко во время урока воспитательница подходила к воспитанница, которая возможно немного устала и ссутулилась над тетрадью, и легонько проводила по спине линейкой, напоминая, что воспитанная девушка должна держать спину безупречно прямо при любых обстоятельствах. Если случилось, что урок не состоялся, например, из-за болезни преподавателя, вновь наступало время для занятий под присмотром воспитательниц. В таких случаях девочки занимались рукодельем, а одна из них читала книгу. В конце занятия девочки обсуждали прочитанное. Таким образом, одновременно формировались трудовые навыки (шитье, вышивание и др.) и умение анализировать прочитанный текст.
По выходным, когда воспитанниц навещали родственники, воспитательница обязательно присутствовала в комнате для гостей, где проходила встреча, для того чтобы быть уверенной в достойном поведении девочки. Отметим ещё одну деталь, которая говорит в пользу умелой организации учебного процесса: в первом классе училища была введена должность помощница воспитательницы. Девочки поступали в училище в возрасте 10-12 лет, при этом они часто впервые в жизни покидали родительский дом, поэтому процесс адаптации проходил довольно болезненно. Помочь им справиться с этим должны были воспитательница и её помощница. Воспитательницами в Епархиальном училище состояли в основном выпускницы Вятского Епархиального училища.
В ежегодных отчетах о состоянии училища значилась графа «прочие должностные лица училища», в ней помимо экономок, дело производителей и других, значилась почетная гражданка г. Елабуги Глафира Федоровна Стахеева. Таким образом, подчеркивалось постоянное внимание устроительницы училища к своему детищу.
Слаженная работа любого учебного заведения зависит прежде всего от умело организованного и добросовестного труда его преподавателей и всего персонала. Хорошая работа в свою очередь должна достойно вознаграждаться и поощряться. Система оплаты преподавательского состава и сотрудников епархиального училища была четко продуманной. Начальница училища Елизавета Шубина получала 500 рублей в год, при этом ей предоставлялись от училища и квартира и стол. Преподаватели получали почасовую оплату: имеющие ученую степень 50 рублей в час, остальные 35 рублей. Труд воспитательниц оценивался в 240 рублей в год, те из них, кто проработал на этой должности три года, получали 265 рублей».