Отчет по итогам первого этапа работы по гранту был одобрен экспертами, проект поддержан.
В конце 2019 года коллектив кафедр экономики и менеджмента, педагогики и математики и прикладной информатики выиграл научный грант Российского фонда фундаментальны исследований по теме «Цифровизация экономики: создание протекционистской модели российского образования». В состав научной группы вошли доценты Елабужского института Алмаз Гапсаламов, Владимир Васильев, Татьяна Бочкарева, Татьяна Анисимова, старший преподаватель Эльвир Ахметшин
Далее началась кропотливая работа по сбору, обработке, анализу материала, а также опубликованию результатов научной деятельности. Всего в течение года было издано 24 научных статьи, из них в журналах Scopus – 9 (4 из которых также попали в Web of Science), ВАК – 7, РИНЦ – 19.
При поддержке кафедры математики и прикладной информатики был разработан Массовый открытый онлайн курс (МООК) «Цифровое образование», размещенный на площадке Stepik.
«Общая проблематика исследования сводилась к изучению успешных образовательных систем, обеспечивающих лидирующие позиции в данной области, при сохранении национальных особенностей и высококвалифицированных кадров. Авторами были поставлены и решены следующие задачи: исследование состояния системы образования ведущих стран мира; рассмотрение количественных и качественных изменений в российской системе образования в 1990 - начала 2000-х гг.; влияния внешних и внутренних факторов на смену парадигмы образовательной доктрины ведущих стран мира и России. Проведены анализ тенденций современной экономики в свете цифровизации и анализ нормативно-правового обеспечения развития цифровой экономики, а также новых неформальных институтов, возникающих под воздействием цифровизации и угрожающих потере личной, духовной и национальной идентичности. Разработан SWOT-анализ институциональной матрицы цифровой экономики», – рассказал о направлениях исследовательской работы по гранту Алмаз Рафисович.
Следующим этапом стало оформление отчета и долгое ожидание отзыва экспертов на него. В начале марта на личные страницы участников научного коллектива пришла долгожданная информация, что проект поддержан.
«Начинается новый этап работы над проектом, хотя правильно было бы сказать, что этот процесс и не останавливался. Следующей целью становится разработка инструментов и институциональной базы в рамках протекционистского подхода к обеспечению эффективной государственной образовательной политики, при сохранении национальных особенностей и высококвалифицированных кадров. По итогам года поставлены амбициозные задачи исследования роли государства в образовательной сфере страны и региона, значения государственной политики в области образования в обеспечении финансовых, материальных и людских ресурсов. Нам будет необходимо показать воздействие и новых экзогенных факторов, в числе которых пандемия коронавируса, на корректировку национальной политики в области образования в современных условиях, чтобы выявить и исследовать полюсы возможного экспоненциального роста отечественной системы образования», – поделился подробностями ученый.
Авторы проекта уверены, что результаты гранта помогут российской системе образования по праву занять ведущее место среди мировых лидеров.