Ежегодная встреча проходит с участием сотрудников Казанского федерального университета
28 января на кафедре биологии и химии Елабужского института КФУ в рамках ежегодной Итоговой научной конференции сотрудников Казанского университета завершилась работа секции «Методическое сопровождение процесса обучения школьников и студентов дисциплинам естественнонаучного цикла». Преподаватели кафедры обсудили как основные проблемы методики преподавания биологических и химических дисциплин, так и инновационные направления их развития. Научный интерес преподавателей к данным вопросам обусловлен изменениями, происходящими в современном обществе и отражающимися на требованиях, предъявляемых к образовательным учреждениям. Так, высшие учебные учреждения, в рамках выстраивания международных отношений, принимают на обучение иностранных студентов, в связи с чем возникает необходимость адаптации методического обеспечения дисциплин под их особенности. В общеобразовательных учебных учреждениях начинает доминировать политика, направленная на получение в качестве результатов обучения школьников, сформированной функциональной грамотности. Этим двум направлениям и были посвящены сообщения выступающих.
В ходе работы секции были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
1. Гибадулина И.И. «Формирование и развитие биологической грамотности обучающихся». Доклад посвящен обоснованию необходимости усиления биологической составляющей в обучении как учащихся общеобразовательных школ, так и студентов небиологических специальностей вузов. Роль биологического знания в обществе в последние десятилетия несколько снизилась, однако без него невозможно сформировать естественнонаучную грамотность обучающихся, выступающую частью их функциональной грамотности.
2. Куланина С.В. «Развитие визуального мышления студентов на занятиях по генетике». Преподаватель рассмотрел возможности использования технологий, развивающих у студентов визуальное мышление с целью достижения ими глубокого и осознанного понимания сути сложных биологических процессов (на примере генетических явлений и закономерностей).
3. Леонтьев В.В. «Оценка развития профессиональной компетентности студентов». В своем выступлении преподаватель затронул проблему измерения уровней компетентности студентов в России с связи с отсутствием на данный момент времени оформленных и утвержденных норм, моделей и методов осуществления этой процедуры. В качестве предложения по решению проблемы В.В. Леонтьев предложил использование системы коэффициентов, оценивающих как сами компетенции, так и их развитие: фактора сформированности профессионально-математических умений, среднего коэффициента усвоения информации, коэффициента устойчивости усвоения информации, коэффициента отзыва уровня формирования и общего количественного показателя.
4. Леонтьева И.А. в докладе «Анализ эффективности применения технологии mind map с помощью мобильных приложений в педагогическом процессе» рассмотрела возможности применения технологии mind map (карты разума, ментальной карты) в организации офлайн и мобильного обучения студентов. Рекомендации преподавателя основаны на результатах проведенного эксперимента, демонстрирующего повышение результативности обучения, особенно в вопросах прикладной тематики.
5. Захарченко Н.В. «Особенности организации самостоятельной работы по химии для иностранных студентов». Доклад преподавателя посвящен анализу основных проблем, возникающих у иностранных студентов в процессе изучения ими химических дисциплин. Для решения этих проблем Н.В. Захарченко предлагает усилить самостоятельную домашнюю работу студентов над учебными заданиями и применять для этого современные методы перекодирования и визуализации информации, а также алгоритмизации обучения.
6. Масленникова Н.Н. в докладе «Особенности организации демонстрационных экспериментов на уроках биологии и химии» обратила внимание на сокращение количества часов, отводимых в общеобразовательных учреждениях на изучение предметов «Биология» и «Химия», а также на необходимость решения в этих условиях проблемы повышения естественнонаучной грамотности обучающихся. Одним из направлений решения указанной проблемы и повышения практической составляющей образовательного процесса рекомендуется использование на уроках демонстрационных мини-экспериментов. Во-первых, это сможет поддерживать интерес обучающихся к данным предметам, во-вторых, демонстрировать школьникам связь между изучаемой ими теорией и практикой.
Коллегиально работа секции была признана ее участниками достаточно плодотворной, поскольку прошла на высоком научном уровне с конкретными предложениями по развитию системы отечественного образования и поднятия его престижа. Все доклады сопровождались презентациями и завершались содержательной дискуссией в благожелательной атмосфере позитивного научного спора.