С 05.11.2024 по 12.11.2024 гг. Штерц Ольга Михайловна, доцент кафедры психологии Елабужского института Казанского(Приволжского) федерального университета, проходила стажировку в рамках реализции гранта «Алгарыш» Правительства Республики Татарстан на подготовку и стажировку граждан в российских и зарубежных образовательных и научных организациях в Центре языка и мозга НИУ Высшей школы экономики. по теме «Нейропсихологический подход в коррекции нарушений чтения и письма у детей».
Во время стажировки Штерц О.М. познакомилась с прикладными разработками Центра языка и мозга ВШЭ по проблеме нарушений как устной, так и письменной речи у детей. Центром языка и мозга НИУ ВШЭ по исследованию детской речи были разработаны такие психодиагностические методики как «КОРАБЛИК» (исследование навыков понимания, порождения и повторения речи), «ЗАРЯ» (исследование звукового анализа русского языка, навыков фонологической обработки текстов), адаптированный теста Рея на слухоречевую память (RAVLT-Ru), «ЗАКАТ» (оценка навыков зрительной и пространственной обработки, выявление зрительной агнозии), «КАРАСИК» (оценка навыков чтения вслух на русском языке). Совместно с сотрудниками Центра языка и мозга ВШЭ, Ольгой Викторовной Драгой, Светланой Валентиновной Дорофеевой был намечен план сотрудничества по исследованию механизмов чтения у детей с дислексией в образовательных учреждениях Республики Татарстан.
В рамках стажировки Штерц Ольга Михайловна приняла участие в эксперименте по исследованию электрофизиологии понимания речи у здоровых носителей русского языка. В рамках данного направления выполняется проект по исследованию электрофизиологических коррелятов понимания речи на уровне семантики, синтаксиса и дискурса. А также в эмпирическом сборе данных по исследованию механизмов чтения у здоровых детей, здоровых взрослых и детей с дислексией с использованием метода магнитоэнцефалографии (МЭГ).
В процессе стажировки Штерц О.М. посетила Центр патологии речи и нейрореабилитации (г. Москва), где познакомилась со спецификой работы логопеда с пациентами, имеющими в анамнезе афазию.
Таким образом, стажировка Штерц О.М. прошла продуктивно. В рамках стажировки было проведено обсуждение перспектив совместных исследований по проблеме реализации нейропсихологического подхода в коррекции нарушений чтения и письма у детей и написания совместных публикаций в отечественных и зарубежных научных журналах.