В рамках Итоговой научной конференции преподавателей КФУ работали две секции: «Цифровое образование в современной школе» и «Математика и информатика». Докладчики поделились своими исследованиями и обсудили актуальные вопросы, что создало плодотворную атмосферу для обмена идеями и наметило перспективы дальнейшего развития научных исследований кафедры математики и прикладной информатики.
Открыл секцию доцент Андрей Костин с докладом о «Изометрических вложениях псевдосферических поверхностей». Затем представила гиперболический аналог одной из евклидовых теорем доцент кафедры математики и прикладной информатики Наталья Костина. Доклад на тему «Задачи типа Дарбу для гиперболической системы с кратными характеристиками» представил профессор Алексей Миронов. Выступила с темой «Краевая задача для факторизованного уравнения» доцент Любовь Миронова, что также стало предметом активного обсуждения и обозначило новые направления в научных исследованиях. Доцент Юлия Миронова представила результаты исследования по вопросу применения теории нечеткой логики в практической деятельности, продемонстрировав, насколько важно интегрировать теоретические знания в реальные приложения.
Работа секции по математике и информатике обогатила конференцию разнообразием тем и подходов, способствующих развитию научных исследований в области математики. Преподаватели не только обменялись ценным опытом, но и наметили потенциальные направления для дальнейшего изучения, что подчеркивает значимость и востребованность математических исследований в современных условиях.
Секция, посвященная цифровым технологиям в образовании, вызвала живой интерес среди участников. Здесь обсуждались самые актуальные вопросы, касающиеся внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и подготовки будущих педагогов. Татьяна Анисимова, доцент кафедры математики и прикладной информатики, представила свой доклад о «Особенностях построения модели STEAM-образования в средней школе». Она акцентировала внимание на том, что в ОШ «Университетская» была разработана концепция модели STEАM-образования, внедряемая с 2020 года. Благодаря реализации проекта Елабужский институт КФУ стал региональным центром по распространению идей STEAM в образовании и повышения квалификации учителей в области развития проектно-исследовательских компетенций школьников.
Старший преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елена Любимова привела результаты анализа возможностей и ограничений генеративных сетей в решении рутинных задач преподавания, акцентировав внимание на том, что генеративные нейронные сети – это инструмент, ответственное использование которого, основанное на этических принципах и глубоком понимании их возможностей и ограничений, является ключом к успешному внедрению технологий ИИ в образование.
Доцент кафедры математики и прикладной информатики Эльвира Галимуллина продолжила тему внедрения ИИ в образование, затронув вопрос о персонализации обучения школьников. Спикер отметила, что важно адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика при помощи технологий искусственных нейронных сетей, подтверждая доводы результатами исследований применения технологий ИИ в практике педагогической деятельности.
Старший преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Ландыш Шарафеева представила доклад о необходимости целенаправленного формирования цифровой компетентности будущего учителя. Она отметила, что в условиях проектной деятельности школьников использование мобильных устройств становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса.
Совместная работа Лилии Халиуллиной и Надежды Савиной «Применение цифровых инструментов в процессе развития исследовательского мышления у будущих учителей (бакалавров)» была посвящена обоснованию возможности применения цифровых ресурсов в овладении бакалаврами исследовательскими компетенциями и развития на их основе их исследовательского мышления.
Не остались без внимания и иностранные языки. Доклады доцента кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Натальи Королевой и доцента кафедры немецкой филологии Альфии Сибгатуллиной о внедрении компьютерных технологий в обучение и применении искусственного интеллекта в преподавании немецкого языка подчеркнули актуальность этих тем. Так Наталья Королева подчеркнула, что для успешной реализации цифровизации необходимо не только осваивать новые технологии, но и развивать педагогические стратегии, которые позволят максимально эффективно интегрировать их в учебный процесс. Особый интерес участников секции вызвал Альфия Сибгатуллиной, которая представила результаты совместного с коллегами из Санкт-Петербурга эксперимента по изучению влияния цифровых помощников на уровень обученности студентов, изучающих немецкий язык. В своем докладе она детально рассказала о том, как использование цифрового помощника для анализа письменной речи способствует улучшению навыков студентов по написанию текстов. Выслушав докладчика, преподаватели обсудили возможные подходы к интеграции цифровых помощников в образовательный процесс и подумали о перспективах дальнейших исследований в этой области.
По итогам работы секции участники отметили, что инновационные подходы к обучению и интеграция технологий не только актуальны, но и необходимы для организации эффективного образовательного процесса. Особое внимание участники конференции уделили вопросам этики и безопасности при использовании новых технологий в образовательной практике. Введение искусственного интеллекта и других цифровых инструментов создает как возможности, так и вызовы. Это подчеркивает необходимость разработки четких руководств и стандартов использования технологий в образовании.
Таким образом, работа секций на итоговой научной конференции не только продемонстрировала актуальные исследования и инициативы в области цифрового образования и математики, но также обозначила горизонты для будущих исследований. Преподаватели единодушно согласились, что совместные усилия в этой области могут привести к значительным изменениям в образовательной практике, а также к созданию более инклюзивной и высококачественной образовательной среды для всех студентов.