Секция «Методическое сопровождение процесса обучения школьников и студентов дисциплинам естественнонаучного цикла».
Открыла конференцию старший преподаватель кафедры биологии и химии Эльвира Гафиятуллина. Она рассказала о своем опыте формирования у студентов вуза принципов здорового образа жизни в рамках преподаваемых этой дисциплины. Эльвира Азатовна отметила, что обычно информирование учащихся о правильном питании, недопустимости курения и употребления алкогольных напитков и необходимости ведения здорового образа жизни уже не приводит к должным результатам. Для этого необходима система практических занятий, где студенты приобретают необходимые навыки.
Заведующая кафедрой биологии и химии Ильзира Гибадулина посвятила свой доклад новой педагогической форме организации образовательной деятельности учащихся школ - межпредметным проектам. Согласно заявлению, именно они, объединяя знания сразу нескольких научных предметов, способны наиболее эффективно формировать у учащихся естественнонаучную грамотность и научную картину мира. Приведенные Ильрой Ильсуровной примеры проектов вызвали у преподавателей организованную дискуссию и интерес к работе над ними совместно со школьниками.
Похожую тему затронула в своем выступлении старший преподаватель кафедры биологии и химии Наталья Захарченко. Она показала необходимость выстраивания межпредметных связей в любом учебно-дисциплинарном биохимическом цикле. Это необходимо для формирования у студентов - будущих преподавателей биологии и химии - системного мышления, которое позволит им в своей профессиональной деятельности добиваться высоких профессиональных результатов.
Старший преподаватель кафедры биологии и химии Светлана Куланина давно ведет работу по методике преподавания биологических дисциплин иностранным студентам. И если в первые годы обучения педагоги испытывают сложности, связанные с незнанием студентами русской научной терминологии, то на 4-5 курсах появляются другие проблемы. К одной из них относится проблема выстраивания межпредметных связей, уже озвученная предыдущим докладчиком. Понимание физиологии человека невозможно без знаний химии и физики, а студенты сложно переносят их на биологические процессы, в связи с чем на разъяснение материала тратится больше времени. Итогом выступления стал опыт докладчика в решении этой проблемы: Светлана Вадимовна организует свои занятия по типу "перевернутый класс" и усиливает практическую составляющую в обучении иностранных студентов.
Доклад доцента кафедры биологии и химии Вячеслава Леонтьева тоже касался проблем обучения иностранных студентов биологическим дисциплинам. Докладчик поделился со слушателями опытом по использованию разных технологий контроля знаний студентов, обучающихся на 1 курсе, поскольку устные ответы по билетам или объемные контрольные работы для них еще очень затруднительны.
Старший преподаватель кафедры биологии и химии Ирина Леонтьева длительное время занимается проблемой повышения эффективности формирования у студентов вуза знаний по экологической безопасности. В своем выступлении она описала комплекс психолого-педагогических условий, соблюдение которых поможет педагогу в достижении поставленной цели. Сообщение Ирины Александровны также вызвало у кафедры большой интерес, поскольку многие преподаватели преподают дисциплины, затрагивающие вопросы сохранения экологической безопасности в повседневной и профессиональной деятельности современного человека.
Старший преподаватель кафедры биологии и химии Файруза Ребрина поделилась с коллегами опытом использования разных видов игр и элементов игровых технологий в процессе обучения биологии студентов колледжа. Геймификацией учебного процесса докладчик занимается давно, ею апробировано множество обучающих игр в образовательном процессе вуза, однако работа в колледже ЕИ КФУ потребовала введения определенных изменений в методику их использования. На этих особенностях и акцентировала свое внимание Файруза Габделхамитовна в своем докладе.
Завершила работу секции доцента кафедры биологии и химии Надежда Масленникова. Она рассказала об опыте работы студентов научного кружка "Проспект БИО", руководителем которого является, с учащимися ОШ "Университетская". Совместно со студентами Н.Н.Масленникова разрабатывает научные мероприятия, направленные на популяризацию среди школьников биологических и химических знаний. Докладчик поделались с коллегами информацией о проведенных мероприятиях и их результатах, о впечатлениях студентов и учеников школы, о заинтересованности студентов младших курсов в продолжении подобной работы.
Завершилась работа секции по подведению итогов и обсуждениям работы каждого преподавателя в новом году.