Параллельно шло занятие, лектором на котором стал профессор Института психологии и образования КФУ, доктор педагогических наук Зямиль Нигматов. Своим слушателям он рассказал об инклюзивном обучении, которое в последние годы повсеместно вводится в образовательных учреждениях. Это система, благодаря которой обучающие ресурсы будут одинаково доступны для всех групп детей. Первично программа была направлена на учеников с ограниченными возможностями здоровья, однако сегодня подобное положение вещей должно стать нормой. Так и сам профессор, в своем выступлении, уделил особое внимание личности ребенка в процессе образования:
- Мы сами учились в послевоенное время, - говорит он. - И то, что у некоторых детей был ослаблен слух, зрение или еще что-либо, не было для нас чем-то удивительным. И только во второй половине 50-ых годов появились специализированные интернаты. И вдруг оказалось, что этих детей нужно изолировать от остальных, лишать общения со сверстниками. Мы сами сделали это, только непонятно зачем.
Главная идея выступления Зямиля Газизовича заключается в том, что образовательные реформы должны в какой-то мере вернуть прежний взгляд на детей с особыми потребностями:
- Мы должны получить единое равноправное общество. Реализацию этой цели нужно начинать с мыслей и мировоззрения людей. Главное, чтобы в сознании каждого субъекта образовательной сферы сформировалось такое отношения к детям с ограниченными способностями, при котором они не будут отличаться от учеников без особых потребностей. Необходимо просто понять - они такие, и это - нормально.
Что же касается образовательных реформ, с которыми наши Министерства в последние годы зачастили, лектор сделал очень важное замечание: все они не имеют никакого смысла, если разрушается человек, общество. Именно поэтому сегодня в обществе востребованы такие качества, как сплоченность и единство... или, по меньшей мере, стремление к их достижению.