23 октября в Елабужском институте КФУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования»
Целью данной конференции было обсуждение состояния, проблем и перспектив дальнейшей разработки проблем истории естественных наук, информатики, математики техники, а также исторических и философских аспектов профессионального образования.
Конференция проходила в заочной форме. Общее количество участников составило 75 человек, в том числе сотрудников КФУ 19 человек, 33 человека – сотрудники других вузов и научно-исследовательских институтов (Москвы, Ижевска, Перми, Кемерово, Набережных Челнов, Читы, Елабуги), в частности, из Всероссийского Института истории естествознания и техники РАН, а также 3 учителя (Соликамск, Покров, Елабуга). Кроме того, в обсуждении проблем конференции принял участие 1 представитель из зарубежья (Эстония, Таллин). В работе конференции приняло участие 10 докторов наук, 17 кандидатов наук, 6 аспирантов и 16 студентов различных вузов.
Основные направления работы конференции:
По каждому из направлений поступили материалы, в которых происходило обсуждение актуальных проблем. Наиболее представленным оказалось первое направление, по которому поступило 20 сообщений. В материалах обсуждались: вклад ученых-физиков в развитие науки , например, таких как Н.Н.Боголюбов и Я.П. Терлецкий, в неравновесную статистическую механику, история развития новых направлений науки и техники: управляемый термоядерный синтез, электронику, робототехнику), исторические аспекты изучения физики и др.
По второму направлению представлены 10 сообщений, в которых обсуждаются актуальные проблемы истории математики и информатики. Большое внимание уделено краеведческому материалу, в частности, истории математики в Нижнем Новгороде, или информатики – в Елабуге, исторические аспекты изучения математики и информатики .
По третьему направлению поступило 5 сообщений, посвященных, во-первых, историческим аспектам развития некоторых направлений биологической науки, например, молекулярной биология, во-вторых, проблемам использования исторических сведений в процессе преподавания биологических дисциплин, таких как, биотехнология или экология.
По четвертому направлению поступило 13 сообщений, посвященных в основном раскрытию связей истории и естественно-математических дисциплин в учебном процессе. Здесь авторы делятся своим опытом в этом направлении. Например, освещается роль исторических сведений в формировании математических понятий, или применения его при подготовке к олимпиадам, занятиям и т.п.
По пятому направлению поступило 7 докладов. В материалах представлен анализ профессионального образования в России и в Германии, отдельных направлений профессионального образования, например, история становления советских автодорожных институтов или исторический аспект изучения физики в медицинском вузе, а также общие проблемы профессионального образования России.
По шестому направлению представлено 7 работ, в которых обсуждаются наиболее общие вопросы философии и методологии естественно-математических наук .
Таким образом, материалы, представленные для участия в научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования» отразили наиболее насущные проблемы истории науки и образования.
К концу календарного 2014 года планируется издать сборник материалов