Екатерина Кудрявцева представила на пленарном заседании введение в теорию иммерсионного чтения
Что действительно порадовало: ненадуманность, немодность, а живая актуальность предложенной тематики; открытая вариативность ее интерпретаций выступавшими; широкий спектр представленных традиционных и авторских практик обучения в системе образования длиною в жизнь. Было немало открытий (например, выступление коллеги из Казахстана на пленарном заседании - Книсарина Малика Максатовна, доктор философии (PhD) "Роль чтения в процессе снижения тревожности старшеклассников", или сообщение специалиста из Санкт-Петербургского Госинститута кино и телевидения - Ефремова Мария Александровна "Прием «сценическая речь» в работе над смыслом литературного произведения" - в рамках секционных докладов в первый день конференции).
Замечательно, что поднимались и обсуждались проблемы истории читательской компетентности с античности (осознанная не-новизна вопроса), необходимости открытого выбора контентов ребенком-читателем и ненавязывания позиции взрослого как образца и непререкаемого авторитета (авторитарность взрослого в отношении отбора текстов), важности и возможностей визуализации как инструмента для входа, осмысленного процесса прохождения и выхода из текста в реальность жизни.
Кудрявцева Екатерина Львовна, кандидат педагогических наук, PhD, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» и международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации НОЦ ИКаРуС, эксперт федерального реестра научно-технической сферы Российской Федерации, член экспертной сети Агентства стратегических инициатив и др., Германия, г.Гутов представила на пленарном заседании введение в теорию иммерсионного чтения (Иммерсионное чтение - от функционального восприятия к осознанному действию. Как читать с поколением Z? Введение
в тему). А на мастер-классе второго дня предложила студентам и педагогам рассмотрение фрагментов классических литературных произведений в рамках технологии иммерсионного чтения:
- лингво-историко-культурологический подход к реконструкции лукоморья А.С. Пушкина (10-12 лет)
- лингвокультуроведческий (живопись) подход с использованием ИКТ (облако слов) к прочтению стихотворения И. Бунина "Осень" (10-12 лет)
- междисциплинарный подход с доминантой "окружающий мир" в системе "Заботливая тетрадь" (6-10 лет)
и др.
Что обратило на себя внимание? Готовность и стремление студенческой аудитории к открытию для себя новых вариантов работы с подрастающим поколением, понимание проблематичности знание-, а не компетентностно-ориентированных практик обучения (научения). И невидение педагогами старшего поколения открываемых новыми ФГОС, парциальными программами и вариативностью шансов взять управление школой настоящего в свои руки. То есть фактически беда - не в системе образования, а в ее прочтении и трактовке теми, от кого зависит практика ее реализации.
Поэтому размещаем здесь ссылки на школы, эффективно проводящие инновации в образовании (в т.ч. междисциплинарный подход, проектное обучение) в соответствии с действующим ФГОС РФ:
- школа № 57, "Новая школа" (команда Сергея Волкова) в Москве: https://home.n.school/team_sergey-volkov
- гимназия № 210, "Корифей" (команда Алексея Бабетова) в Екатеринбурге: https://koriphey.ru/
- школа № 2000, Москва: https://sch2000u.mskobr.ru/#/
и многие другие.
Что важно понять и реализовывать педагогам всю жизнь:
- качество образования зависит от взаимодействия директора, родителей и педагогов с ребенком (ребенок не как объект, а как ведущий в центре системы, вместо документооборота);
- в школу приходят на учителя (и имя школы - это имена ее учителей, а не аттестации по баллам);
- школу делает команда (сильная команда может нестандартными решениями достичь лучших показателей, чем слабая по сценарным заготовкам).
Чтобы реализовать полезное для ребенка образование, нужно:
- глубоко на практике владеть вариативными методиками и современными технологиями (идти не по 1 учебнику от корки до корки!),
- пользоваться последовательно и регулярно технологией формирующего оценивания,
- реализовывать смешанное, проектное и мобильное обучение в перевернутом классе.
Тогда времени хватит на все, ученики превратятся в активных помощников при подготовке урока; а школа станет частью реальной жизни.
Источник информации: Екатерина Кудрявцева, научный руководитель международных сетевых лабораторий "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования"