Студенты рассказали, как изучают керамику в лаборатории археологии и этнографии Елабужского института КФУ
После летнего сезона полевых исследований студенты Елабужского института Казанского федерального университета приступили к исследованию археологических находок, среди которых немало керамики.
«Камеральная обработка — важнейший этап лабораторных исследований. Являясь массовой находкой, керамика даёт большое количество данных об этнической принадлежности населения и помогает сделать хронологическую привязку памятника», — рассказал студент Денис Лосев.
Как сообщил Денис Лосев, в своих исследованиях лаборатория археологии и этнографии пользуется классификацией керамического материала Т.А. Хлебниковой. Её работа «Керамика памятников Волжской Булгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения» является фундаментальным трудом, в котором описывается всё разнообразие керамического материала этого средневекового государства.
Обработка керамического материала осуществляется по определённой схеме. Сначала определяются группы керамики. На этом этапе кружковцы под руководством младшего научного сотрудника Мальвины Купцовой определяют принадлежность керамики к одной из выделенных Т.А. Хлебниковой групп.
«Для этого мы обращаем внимание на примеси в глиняном тесте, форму сосуда и способ его изготовления», — объясняет Мальвина Купцова.
Важным этапом является определение цвета фрагмента керамики. Общеболгарская группа керамики очень разнообразна, поэтому задача исследователя — разделить всю керамику по цветам.
Далее определяется наличие лощения. Мастер, изготовивший сосуд, мог натереть поверхность изделия до зеркального блеска. Фрагменты таких сосудов очень гладкие и приятные на ощупь. Они фиксируются отдельно.
После этого определяется качество обжига. Чтобы узнать, насколько профессиональным был гончар, нужно посмотреть на разлом. Если тесто однородного цвета, то такой обжиг считается хорошим, если нет — плохим.
Все полученные качественные и количественные данные заносятся в полевую опись, а наиболее интересные фрагменты керамики попадают в коллекционную опись, где им присваивается идентификационный номер.
Мероприятие организовано АНО «Наследие» при поддержке Фонда президентских грантов в рамках реализации проекта «Города жестокого века: отражение монгольских завоеваний на памятниках Нижнего Прикамья».





