Новый год в Индии празднуется несколько раз. В начале ноября его отметил и преподаватель Елабужского института КФУ.
Правда, главная цель трехмесячной поездки была иной: улучшить уровень владения английским языком. И заодно увидеть новую страну. Оказаться, например, в той половине человечества, которая «удостоилась чести» увидеть Тадж-Махал. Познакомиться с представителями стран Азии, Африки, Латинской Америки... Помог во всех этих планах грант индийского правительства, счастливым обладателем которого стал доцент кафедры экономики и менеджмента Алмаз Рафисович Гапсаламов. Подробности – от первого лица.
Как получить грант?
Правительство Индии уже более 50 лет выделяет средства на обучение иностранных специалистов в рамках Программы технического и экономического сотрудничества (ITEC). Наша страна является партнером ITEC с 1993 года. Особых сложностей с получением гранта по этой программе у меня не было. Сведения о ней представил научный отдел института. Я оформил документы, в том числе медицинские, и прошел собеседование на английском языке по скайпу. Через месяц пришел вызов. Я был в Индии около трех месяцев. Грант полностью закрывает стоимость проезда из Москвы до места назначения, проживание и учебу. Кроме того, нам платили стипендию.
Учеба в ЕFLU
Обучение было организовано в ЕFLU - Университете английского и иностранных языков города Хайдарабад. Это лингвистический вуз, готовящий специалистов по русскому, испанскому, французскому, китайскому и английскому языкам. Вузу нынче исполнилось 60 лет. Русский факультет здесь возник одним из первых. В нашей группе было 86 человек из 44 стран. Больше всего из стран Африки и Азии, россиян – всего трое: из Белгорода, Москвы и Елабуги. Были представители постсоветского пространства - узбеки, киргизы, казахи, таджики. Все очень гостеприимные, доброжелательно относятся друг к другу. Группы обычно формируются из учителей, но в мой приезд основной контингент участников состоял из госслужащих. После входного тестирования нас разделили в зависимости от степени владения английским языком на две группы - продвинутую и начального уровня. Каждый преподаватель учил нас по своему направлению: слушать, писать, читать или говорить. Занимались мы ежедневно с 10 утра до 5 вечера. В субботу и воскресенье – самоподготовка и отдых. Первый месяц был потруднее: самоадаптация, занятия шли только на английском языке, в начале мы многого не понимали.
«Спайси» - острая кухня
Несколько слов хотелось бы сказать о еде. Что бы мы ни ели, обязательно был перец. Нам показалось, что он присутствовал даже в сладких и мучных блюдах. За исключением разве что напитков. Во время посещения ресторанчиков мы обязательно оговаривали: «Ноу спайси» или «Миддл спайси», но неизменно получали «Спайси». Видимо, эти варианты существуют лишь номинально. Я заранее подготовился к новым условиям: пропил специальные таблетки перед отъездом, которые помогли адаптировать мой организм к новым условиям проживания. Многие мои «одногруппники» очень сильно болели в первое время.
Культурная программа
Как мне видится, первоочередная задача правительства Индии при выдаче грантов состояла в том, чтобы создать благоприятный образ страны в глазах мирового сообщества. Именно поэтому значительное время отводилось культурной программе. Она начиналась в пятницу, после обеда. Нам показывали фильмы о культуре Индии, лидерах страны, концерты; в течение последней недели каждый из нас представлял уже свою страну. Одновременно мы знакомились с городом, в котором мы проживали. Изначально Хайдарабад был княжеством внутри Индии. Город потерял свою независимость только в середине 20 века. Население - 7,5 миллионов. Мы были в Чарминаре – «Мечети четырех минаретов», в Кинг Томбе – усыпальнице правителей, в форте Голконда (его огромная территория с крепостными стенами очень впечатляет). Также наша группа посетила Рамоджи - самую большую киностудию мира. Организаторы курсов вывозили нас и за пределы города. Мы летали в Бангалор, затем на автобусе добирались до Майсура – города дворцов и садов. Побывали в Амба Вилас - официальной резиденции Водеяров, бывшей королевской семьи Майсура, который считают самым красивым дворцом после французского Версаля. Увидели Тибетский храм, Парк слонов на Бали. Уже самостоятельно мы побывали и в Агре – подивились красоте Тадж-Махала. Теперь я отношусь к той части человечества, которая, как считал британец Эдвард Лир, «удостоилась счастья» увидеть его.
И праздники
У индусов много праздников. Даже в период нашей учебы было несколько фестивалей, начиная с праздника Бога мудрости и изобилия Ганеши, дня рождения Махатмы Ганди, фестиваля Дивали.
Дивали или Праздник огней - главное национальное торжество. По красоте и размаху он похож на наш Новый год. Отмечается везде и каждый день в начале ноября. Взрывают много хлопушек, даже ночью – так отгоняются злые духи. Спать было невозможно. Видимо, множество праздников - это их способ как-то разнообразить жизнь, чтобы люди меньше думали о плохом. Говорят, это самая «новогодняя страна»: 4 раза, а, по некоторым сведениям, и 8 раз они встречают Новый год…
Экзотики вообще было много. Коров видел даже в городе, чаще всего они были привязаны и лежали, их обходили и объезжали. Изредка встречались обезьяны. Они сами обходили нас стороной, но, если пытались их снимать, огрызались. Много собак. Собаки такие же размеренно-ленивые, неторопливые, как и жители. Все, видимо, просто наслаждаются солнцем и теплом.
Итак, вот образ страны, который сложился в моей голове:
Если совсем серьезно, то всё, что видел в Индии, было новым, интересным, познавательным. В том числе и учёба. Моё знание английского языка поднялось на новый уровень. Возможно, я еще захочу туда вернуться, но пока меня радует Россия. Успел соскучиться по Родине.
А Индию все равно уже никогда не забудешь.
Источник публикации: газета Елабужского института КФУ "UNIвести"