Как Елабужский институт КФУ дает выпускникам шанс войти в социальный лифт без дополнительных препятствий
Почему студенты предпочитают получать университетское образование в малом городе? Какие инновации находят российские учителя, каждый год приезжая в Елабугу? Каковы новые точки роста вуза? Об этом и многом другом в своем материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон.
«МЫ СТАЛИ ЧАСТЬЮ УНИВЕРСИТЕТА И СЕЙЧАС НАМНОГО СИЛЬНЕЕ»
Жаркая приемная кампания в вузах близится к концу, и абитуриентов разрывают сомнения: где же оставить оригиналы документов, чтобы точно пройти конкурс и поступить? При этом ряд вузов намеренно завышают планку минимума баллов в погоне за рейтинговыми показателями.
Комментируя эту ситуацию, директор Елабужского института Елена Мерзон отмечает: «КФУ отказался от стратегии завышения баллов, давая выпускникам шанс войти в социальный лифт без дополнительных препятствий. Ведь есть особенные ребята: с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники детских домов, сироты, не избалованные судьбой и школьными успехами. Повышая минимальные баллы, некоторые вузы шлагбаумом перекрывают, возможно, их единственный путь к выбранной карьере.
Учиться в университете непросто, нужно приложить немало усилий. Но я сама не раз наблюдала, как такие ребята раскрываются в нашем институте: учатся на отлично, выступают на конференциях, поют и танцуют на «Студвесне», идут в «Студотряды», в общем, включаются в «командную игру». В «домашнем» институте мы видим каждого, и каждого готовы поддержать».
В 2011 году Елабужский педуниверситет стал филиалом КФУ. На вопрос о потере самостоятельности Елена Мерзон решительно подчеркнула: «Самостоятельность – это вовсе не конкурентное преимущество, как заявляют некоторые вузы. Статус филиала федерального университета дал нам намного больше: масштабную стратегию развития, обеспеченную стабильным и весомым финансированием.
Мы стали частью университета и сейчас намного сильнее большинства педвузов страны. Сохранив свою историю, профессорско-преподавательский состав, вуз значительно улучшил материально-техническую базу. Загляните в наши новые учебно-научные лаборатории с самым современным оборудованием, пройдитесь и оцените обновленные здания кампуса – мы с удовольствием проводим экскурсии для гостей из России и зарубежья.
Не скрою, в университете высокие требования к качеству образовательных программ, академической мобильности преподавателей и студентов, международному сотрудничеству, уровню научных исследований. КФУ придерживается мировых стандартов, уверенно лидируя в российских и международных рейтингах. У института достаточный потенциал, чтобы вносить весомый вклад в развитие университета.
Международные гранты, китайский язык, школы приемных родителей и вожатых, сетевые научно-исследовательские проекты – многое из того, что наши ближайшие соседи позиционируют как новации, для нас уже история, обычная повседневная работа. Но ежедневно мы ищем новые точки роста».
Выпускники Елабужского института получают университетский диплом. Есть и ряд преференций, благодаря которым поступить туда не только проще, но и доступнее. Например, при заключении контракта на обучение абитуриенты, набравшие 150 и более баллов на ЕГЭ, получают скидку на оплату в 20% на все годы учебы в вузе. Экономия за 5 лет может составить до 100 тысяч рублей. Таких условий нет ни в Казани, ни в Набережных Челнах.
13 МИЛЛИОНОВ ПО НАЦПРОЕКТУ – ПРИЗНАНИЕ УСПЕШНОСТИ
Елабужский институт является активным участником национального проекта «Образование», который начал реализовываться в этом году. Напомним, за пять лет нацпроект должен позволить России войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 млрд рублей.
Этим летом вуз выиграл гранты Минпросвещения РФ на 13 млн рублей на реализацию детских и молодежных образовательных программ. По утверждению Елены Мерзон, это результат и признание успешности авторских методик, которые прошли апробацию в таких проектах, как Детский университет, КФУмники, Экологический коворкинг, Летняя физико-математическая школа.
Есть и другие весомые преимущества: опытный коллектив преподавателей, наличие ультрасовременной материально-технической базы для занятий в кампусе и площадка «Буревестника» – лучшего оздоровительного лагеря Татарстана по итогам республиканского конкурса.
Кстати, 2 августа в «Буревестнике» откроется республиканская Летняя физико-математическая школа для школьников, окончивших 8–10-й классы. Это удачное сочетание активного отдыха и интенсивной подготовки к олимпиадам.
Что касается нацпроекта «Образование», то он пока набирает обороты, и для вуза работа в этом направлении только началась. Ожидается решение по заявкам на финансирование из федерального бюджета других, более масштабных и значимых, проектов.
ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧИТЕЛЯ И ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ
В приоритете вуза подготовка «Учителя XXI века», способного отвечать на вызовы времени. В обучении применяется модульный подход, значительно увеличена доля педагогической практики. Обновились и магистерские программы, в этом году запущены направления «Цифровое образование» и «Инженерная педагогика» с наличием бюджетных мест.
«Мир меняется стремительно, и подготовка учителя должна этому соответствовать. Идет тотальная трансформация — учителя, ученика, содержания и процесса обучения. Будущее не за «мешком знаний», а за компетенциями и гибкими навыками, умением находить и применять информацию, управлять своим временем и эмоциями.
Учиться в Елабужском институте – интересно. Студенты выступают на мировых чемпионатах по робототехнике, помогают вести занятия по ментальной арифметике, снимают фильмы и передачи, сами инициируют десятки движений и проектов.
Активные ребята пользуются возможностью за пять лет получить сразу два диплома. Вне зависимости от факультета учат английский, немецкий, китайский и участвуют в зарубежных стажировках, международных форумах. Студенты получают большой опыт публичных выступлений, смело проявляют себя и умеют вести за собой».
Учителей в школах Татарстана и России по-прежнему не хватает. Ежегодно весной вуз открывает двери работодателям. Десятки директоров школ охотно приезжают на встречу с молодыми специалистами, предлагая работу в школе и суля особые условия: «Доплату дадим, квартиру найдем, даже замуж выдадим».
По исследованиям ТАLIS, в России выбор профессии учителя в основном связан с высокой миссией, желанием внести вклад в общество, повлиять на развитие детей, но никак не с престижем специальности. Поднять статус и роль учителя в обществе – одно из ключевых направлений работы вуза.
«В 2010-м, в Год учителя, государство впервые привлекло внимание широкой общественности к этой проблеме. Тогда в Елабуге был организован первый Фестиваль школьных учителей. Проект попал в точку, он оправдал чаяния и надежды педагогов.
Вот уже 10 лет учителя приезжают за инновациями на фестиваль, и это очень ценно. Елабужский институт КФУ внимательно следит за развитием и новыми трендами образования, мы приглашаем ведущих экспертов и тренеров, обсуждаем в кругу учителей, родителей и представителей власти самые наболевшие вопросы».
Старт X Международному фестивалю школьных учителей будет дан 5 августа. Приглашаем педагогов, заинтересованных в профессиональном росте, принять в нем активное участие.
Источник информации: «БИЗНЕС Online»