Камиль Ахметович Валиев – советский и российский физик-теоретик, специалист в области микроэлектроники и информатики, доктор физико-математических наук, профессор, академик Академии наук СССР и РАН, лауреат Ленинской премии, автор более 600 научных трудов.
В Доме научной коллаборации Елабужского института КФУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественнонаучным и техническим дисциплинам», посвященная памяти академика РАН Камиля Валиева. В этом году это научное событие состоялось уже в пятый раз.
Традиционно участники конференции обмениваются педагогическим и исследовательским опытом, новыми практиками и подходами в обучении естественнонаучным и техническим дисциплинам.
В этом году заявки на участие направили ученые, школьные учителя, педагоги дополнительного образования из Республики Беларусь, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Москвы, Казани, Глазова, Уфы, Якутска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Стерлитамака. Впервые к дискуссии присоединилась Республики Армения.
Началась конференция с выставки интерактивных площадок. Свои разработки и проекты представили Дом научной коллаборации Елабужского института КФУ, Многопрофильный лицей №10 ЕМР г.Елабуга, Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» средней школы села Поспелово Елабужского района, Центр цифрового образования детей «IT-Куб «Алабуга» г.Елабуга и Центр «IT-cube» Альметьевского Политехнического техникума.
Гости конференции с интересом знакомились с разработками и достижениями участников выставки.
«Мы продемонстрировали часть работы Центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста», который был открыт в нашей школе 5 лет назад. Привезли на выставку оборудование, в том числе квадрокоптеры, очки виртуальной реальности, 3Д-принтеры. Ученики продемонстрировали, как они с ними работают. Также ребята занимаются программированием, они уже научились программировать роботы, теперь изучаем квадрокоптеры», − рассказал директор школы села Поспелово, преподаватель физики и математики Фазил Сулейманов.
Учитель информатики лицея №10 Елена Попырина более 10 лет ведет кружок «Компьютерное моделирование и робототехника».
«В конференции участвуем с учениками 3-го класса, они занимаются в кружке второй год. Ребята демонстрируют своих роботов, причем они не просто создают их, но и программируют. Ученики самостоятельно рассказывают о роботах по определенному плану, можно сказать, что это уже защита своих проектов. Говорят они и о перспективах развития – что они хотят усовершенствовать, изменить, чтобы робот выполнял дополнительные функции».
Елена Попырина поблагодарила коллектив Елабужского института за готовность поделиться опытом, новыми знаниями.
Также свои проекты на выставке представили студенты Елабужского института КФУ, вошедшие в число победителей программы «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям. Один из них Артем Ишкиняев. Он рассказал о проекте «Стартап студия видеомонтажа с применением нейросетей».
«Наши главные задачи: эффективное ведение бизнеса и развитие социального направления – привлечение талантливых студентов, которые могут пройти у нас стажировку, освоить определенные навыки и приступить к работе. Студия была открыта недавно, но у меня уже есть несколько кейсов. Например, мы разработали аватар, основанный на искусственном интеллекте. А именно сделали фото преподавателя, оцифровали его и теперь оцифрованная копия выдает по 10 коротких видео в день. Минимальными усилиями мы добились максимального результата».
Торжественное открытие Международной научно-практической конференции началось с фильма о К.А.Валиеве и Гимна КФУ.
Поприветствовал участников врио директора Елабужского института Павел Лизунов:
«Отдавая дань памяти великому ученому, 15 января 2021 года, в день его 90-летия, на базе Дома научной коллаборации была проведена первая научно-практическая конференция. Сегодня она привлекает все больше исследователей, география участников расширяется с каждым годом, а тематика выступлений охватывает широкий перечень направлений. Благодарю всех участников конференции за проявленный интерес и желаю всем плодотворного взаимодействия».
Модератором пленарного заседания конференции выступила доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ Татьяна Анисимова.
В пленарной части прозвучали доклады кандидата физико-математических наук, заместителя заведующего кафедрой, ведущего научного сотрудника НИЦ «Курчатовский институт» - ФТИАН им. К.А.Валиева (г.Москва) Владимира Вьюркова и доктора физико-математических наук, заведующего кафедрой, член-корреспондента РАН, НИЦ «Курчатовский институт» - ФТИАН им. К.А.Валиева (г.Москва) Владимира Лукичева. Тему обновления программ подготовки педагогов для области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» в своем докладе поднял кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института КФУ Сергей Седов. Выступление на тему «Формирование сквозных цифровых компетенций старших школьников средствами проектной деятельности» представил учитель информатики ОШ «Университетская», ассистент Елабужского института КФУ Вадим Кормишин.
Доктор технических наук, профессор, директор Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии Казанского (Приволжского) федерального университета Дмитрий Чикрин прочитал открытую лекцию на тему «Компьютерные игры и киберспорт: мифы и реальность». К слову, Дмитрий Евгеньевич – постоянный участник Международной научно-практической конференции, посвященной К.А.Валиеву.
«Организация конференции хорошая, она всегда на высоте, прекрасная оснащенная аудитория, внимательные слушатели».
Говоря с нами о теме своей лекции, Дмитрий Чикрин отметил, что прогеймеры, как правило, становятся успешными людьми. Речь в данном случае идет о здоровом увлечении компьютерными играми.
«Это связано с тем, что у прогеймеров обычно развиваются три важных качества: умение сосредотачиваться на проблеме, работать в условиях критической нехватки ресурсов, составлять оптимальные планы для реализации. Способности прогейминга сулят карьерные перспективы, развитие навыков руководства либо специализированные навыки, например, по естественнонаучным дисциплинам», − говорит спикер.
После пленарной части участники конференции продолжили работу в секциях.