Проблемы и перспективы математического образования в России и США обсудили сегодня, 9 октября, в конференц-зале Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского.
Безусловно, самым ярким событием семинара стал приезд профессора кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета в Эль Пасо (США), руководителя докторской программы «Математическое образование как проблема национальной безопасности» Мурата Чошанова.
Для справки. Чошанов Мурат Аширович – профессор, Член-корреспондент Российской Академии Естествознания, родился, вырос и получил образование в Туркменистане, защитил кандидатскую и докторскую диссертации в Казани, в настоящее время живет и работает в США, преподает в Техасском университете, начиная с 2000 года.
Его доклад вызвал бурные эмоции аудитории, что объяснимо, ведь профессор коснулся в своем выступлении системных ошибок, которые допускают в формировании математического образовательного процесса как российская, так и американская стороны.
Для начала Чошанов представил результаты исследований, одно из которых ‑ TIMSS (Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования). Российские школьники в рейтинге данного исследования оказались на шестой позиции. «Настораживает нестабильность показателей российских учеников», ‑ подчеркнул ученый. Самая главная проблема, по мнению профессора, уходит корнями в государственные приоритеты в образовании. Учащиеся из России лучше всего решают задачи на знание, в то время как результаты заданий на рассуждение имеют негативную тенденцию.
«О чем это может говорить? Об установках страны, о том, что необходимо развивать мышление», ‑ делает вывод выступающий.
Говоря о школьном образовании в США, профессор заметил, что с начала второй половины 20 века эта сфера, как ни удивительно, в штатах становится предметом усиленной критики и связана, в первую очередь, с успехами других стран. Так, комиссия Джона Гленна представила Президенту США в 2000 году доклад «с говорящим» названием «Пока не поздно», комиссия Кондолизы Райс, состоявшаяся в 2012 году, обратила внимание на то, что неудачи в образовательной сфере могут угрожать национальной безопасности США, а военная мощь не является достаточным гарантом безопасности страны.
Основными ошибками США, по мнению Мурата Чошанова, являются организация слабой системы повышения квалификации учителей математики и сокращение учебной нагрузки, перевод математики в разряд курсов по выбору. Так, российский шестиклассник с успехом может решить задачу учащегося 9 класса американской школы. «Как Россия – ребенок в демократии, так США ‑ младенец в математическом образовании, ‑ резюмирует профессор и добавляет: ‑ Как это ни парадоксально, но в США перенимают наш опыт, наши психологи-педагоги: Гальперин, Давыдов и многие другие – популярны в штатах. Американцы во всем хотят быть первыми, в математическом образовании пока им это не удается, но они видят наши фундаментальные разработки».
Возвращаясь к математическому образованию в нашей стране, ученый отмечает, что «настоящий бренд России – наши мозги, наша математика, было бы исторически непростительно его потерять». Системной ошибкой России выступающий называет снижение фундаментальности образования. «Потеряем фундаментальность – потеряем математику», ‑ убежден он.
Заведующий кафедрой психологии личности Института педагогики и психологии КФУ профессор Леонид Попов доложил участникам семинара о возможности применения психологических знаний в области образования. Как и первый оратор, Попов отметил недостаточность наличия одних только знаний для получения эффективных результатов: «Необходимо уметь их применять на практике, в жизни». Стремление к творческой самореализации, по мнению профессора, у учащихся наблюдается нечасто.
«Побудить студентов двигаться к творчеству – наша задача, ‑ говорит ученый, ‑ надо показать ряд психологических механизмов, которые могли бы быть применены в области образования. Человек – активное двигательное существо, необходимо уметь встроить его в каноны жизнедеятельности. Посредством психологической организации личности, которая включает такие составляющие, как «хочу», «могу», «какой я», можно правильно строить образовательный процесс».
Также в рамках семинара были раскрыты такие темы: «Проблема трансферта передового зарубежного опыта подготовки учителей», «Модернизация системы магистерской подготовки будущих учителей естественнонаучного цикла», «Инвариантный подход при мониторинге качества электронной образовательной среды», «Математическое образование одаренных детей в условиях университетского комплекса», «Культурно-исторический фон обучения математики в школе» и «Формирование гражданской идентичности при обучении математике.
«Институт педагогики и психологии КФУ запланировал на осень несколько международных мероприятий, ‑ сообщил директор института Айдар Калимуллин. ‑ Месяцем ранее мы провели российско-болгарский семинар по качеству образования. В ноябре у нас состоятся семинар с коллегами из Турции по начальному образования и российско-германский семинар по неформальному образованию. Я думаю, что эти встречи послужат основой для обмена опытом, который имеется в разных странах».