Изучаемые дисциплины
Процентное соотношение блоков дисциплин
Кафедра располагает квалифицированным составом преподавателей. Среди них - заслуженный профессор Казанского университета Переведенцев Ю.П., д.ф.-м.н. Елисеев А.В., кандидаты наук, доценты: Гурьянов В.В., Шанталинский К.М., Тудрий В.Д., Хабутдинов Ю.Г., Николаев А.А., Исмагилов Н.В., Гоголь Ф.В., Мирсаева Н.А., ст. преподаватель Сабирова М.В., ассистент Аухадеев Т.Р.
К числу важнейших изучаемых профессиональных дисциплин относятся:
Метеорология и климатология (Исмагилов Н.В., Мирсаева Н.А.). Целью освоения дисциплины является усвоение принципиальных положений науки об атмосфере и климате, необходимых для последующего усвоения студентами полного комплекса общепрофессиональных и спецдисциплин, предусматриваемых по профилю Метеорология. Программа не исключает возможной корректировки в процессе изложения курса с учетом появления новейших результатов исследований в области общей метеорологии и климатологии.
Методы и средства гидрометеорологических измерений (Тудрий В.Д., Мирсаева Н.А., Аухадеев Т.Р.). В результате изучения дисциплины студенты освоят комплекс организационных, производственных и методических мероприятий для выполнения контроля за гидрометеорологической обстановкой, приобретут теоретические знания о методах и средствах гидрометеорологических измерений и практические навыки в сфере получения, обработки и хранения первичной гидрометеорологической информации.
Автоматизированные методы обработки гидрометеорологической информации (Николаев А.А.). Излагаются базовые знания по теории информации, основам вычислительной техники и информационных технологий. Обретение студентами навыков работы с электронными документами и данными, алгоритмизации и программирования, обработки гидрометеорологической информации.
Дистанционные методы измерения в гидрометеорологии (Николаев А.А.). В курсе излагаются физические основы дистанционных измерений, применяемые в гидрометеорологии.
Физическая метеорология (Исмагилов Н.В., Аухадеев Т.Р.). В курсе рассматриваются фундаментальные знания об атмосфере Земли, ее структуре и свойствах. Изучаются физические процессы, происходящие в земной атмосфере, приобретаются навыки научно-исследовательской работы для изучения метеорологического режима.
Методы статистической обработки гидрометеорологической информации (Гурьянов В.В.). Целями освоения дисциплины "Методы статистической обработки гидрометеорологической информации" является формирование у учащихся базовых знаний и их применение для обработки и анализа гидрометеорологической информации на ЭВМ, освоение простейших методов статистической классификации и статистического моделирования.
Динамическая метеорология (Гурьянов В.В., Исмагилов Н.В.). Содержатся знания об основных законах сохранения в сплошных средах и их применения к динамике атмосферы. Рассматриваются различные виды движений от турбулентных до волновых.
Климатология (Мирсаева Н.А.). Предоставлены фундаментальные знания в области формирования, изменений и колебаний климата, его классификаций в результате действия климатообразующих процессов и антропогенной деятельности. При изучении курса студенты должны освоить методы обработки и анализа климатических рядов, знать физическую сущность процессов формирующих климат, оценивать климатические ресурсы различных районов.
Синоптическая метеорология (Шанталинский К.М.). Рассматриваются физические основы атмосферных погодообразующих процессов и современные методы анализа и краткосрочного прогноза погоды. В процессе обучения студенты получают знания по технологии комплексного анализа и краткосрочного прогноза атмосферных процессов синоптического масштаба и навыки, позволяющие работать в области оперативного краткосрочного прогнозирования погоды.
Аэрология (Аухадеев Т.Р.). Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с основными и специальными методами зондирования атмосферы, устройством и принципом работы приборов, используемых при аэрологических измерениях.
Космические методы исследования в метеорологии (Шанталинский К.М.). Ознакомление студентов с принципами построения современных метеорологических космических систем (МКС), дистанционными методами получения метеорологической информации с помощью аппаратуры установленной на метеорологических спутниках Земли, методами ее обработки и дальнейшего использования в анализе атмосферных процессов и прогнозе погоды.
Программирование, геоинформационные системы в метеорологии (Гурьянов В.В.). Целями освоения дисциплины «Программирование, ГИС в метеорологии» являются формирование основы современного мировоззрения студентов на развитие информатики, ее применений в научной, исследовательской и образовательной деятельности, а также формирование у студентов современных представлений по вопросам организации и функционирования гидрометеорологических информационных систем, структуре и методам доступа к гидрометеорологическим банкам данных.
Гидрометеорологические основы охраны окружающей среды (Сабирова М.В.). Изучение состояния государственной службы наблюдений и контроля за уровнем загрязнения природной среды, оценка состояния глобальной системы мониторинга окружающей среды, источников загрязнения, последствия загрязнения атмосферы, вод, суши, морей и океанов на здоровье населения и биологическую продуктивность.
Авиационная метеорология (Шанталинский К.М.). Целью освоения дисциплины является формирование у учащихся базовых знаний из области метеорологии, климатологии применительно к обслуживанию авиации, теоретической базы и практических навыков прогнозирования метеообстановки для нужд авиационных перевозок.
Численные методы прогноза погоды (Переведенцев Ю.П., Гурьянов В.В.). Излагаются базовые знания из области теории гидродинамического прогноза погоды с различной заблаговременностью с использованием численных методов для получения конкретных представлений о современных информационно-вычислительных технологиях, методах параметризации физических процессов подсеточного масштаба в наиболее успешных прогностических моделях, ознакомление с практикой современного гидрометеорологического обслуживания различных отраслей экономики в ведущих прогностических центрах.
После изучения этих дисциплин выпускник становится специалистом, способным разбираться в сложных физических процессах, происходящих в атмосфере и океане, приводящих к изменениям погоды и климата, собирать, обрабатывать и анализировать обширную гидрометеорологическую информацию, разбираться в устройстве математических моделей, прогнозировать погоду и опасные явления на различные сроки, анализировать изменчивость климата, оценивать его природные и социально-экономические последствия.