Заинтересованность в творческом сотрудничестве с КФУ по вопросам бухгалтерского образования выразили в Женеве участники ЮНКТАД (ООН).
Об этом сообщила, вернувшись из Швейцарии, доктор экономических наук, профессор Института экономики и финансов КФУ Роза Григорьевна Каспина, которая с 28 октября по 5 ноября прошла стажировку в Межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам учета и отчетности Конференции по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД).
Для справки. Уже многие годы ЮНКТАД в системе ООН исполняет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, учета и отчетности, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и их развитию посредством торговли и инвестиций.
Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором. В рабочую группу экспертов ЮНКТАД входят представители более 50 государств, ряд международных и региональных организаций.
Мы попросили профессора Розу Григорьевну Каспину рассказать подробнее о деятельности Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности и пользе подобных стажировок.
‑ Роза Григорьевна, простому обывателю, вероятно, очень сложно понять, как весь мир может работать по одним и тем же стандартам и нормативам. Но это в принципе возможно?
‑ (ответ на этот вопрос, а далее – по тексту)
В процессе стажировки основное внимание было уделено изучению вопросов нормативных и институциональных основ подготовки высококачественной корпоративной отчетности. Изучались вопросы применения международных стандартов и кодексов в повышении транспарентности корпоративной отчетности, а также проблемы содействия для мобилизации национальных и международных инвестиций, для усиления социального и экономического роста, для повышения уровня международной стандартизации. В ходе стажировки выявлены тенденции в сфере создания инфраструктуры корпоративной отчетности, рассмотрены вопросы содействия глобальной разработке стандартов на институциональном уровне и усиления роли международных органов не только в разработке стандартов, но и в обеспечении их выполнения, последовательного применения и соблюдения. Изучены вопросы построения эффективной нормативной и институциональной основы на национальном уровне.
‑ И какой из всего этого следует вывод?
‑ А вывод простой. Процесс разработки нормативных и институциональных основ на национальном уровне должен включать механизмы регулярного и эффективного обмена информацией с международными органами по разработке стандартов корпоративной отчетности. Об этом свидетельствуют результаты пилотного опробования руководства по оценке национальной инфраструктуры (потенциала) корпоративной отчетности девяти стран, в том числе Российской Федерации.
‑ Каков Ваш вклад в работу ЮНКТАД?
‑ В рамках стажировки мной сделан доклад на тему: «Непрерывность бухгалтерского образования для формирования высококачественной корпоративной отчетности: опыт России». Основные положения доклада основывались на опыте бухгалтерского образования КФУ. В 1999 году Институт экономики и финансов Казанского федерального университета одним из первых в России перешел на двухуровневую систему подготовки бухгалтерских кадров (бакалавриат, магистратура). Естественно, что при переходе на эту систему подготовки возросло значение координации академического и профессионального образования. Следует отметить, что творческие способности и инновационное мышление лучше всего развиваются в рамках проектно-ориентированного метода обучения.
Проектный подход позволяет эффективно ориентировать учебную деятельность студентов на приобретение необходимых профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда. Ориентируясь на новейшие образовательные технологии и следуя инновационному пути развития, университет реализует магистерские программы «Управленческий учет и контроллинг», «Интегрированная отчетность», которые, на наш взгляд, существенно приближены к требованиям подготовки специалистов, способных формировать цепочку корпоративной отчетности. В этих программах читаются курсы «Международный учет и отчетность», «Управленческие аспекты МСФО», «Корпоративная отчетность в системе управления».
Университетом совместно с крупными компаниями реализуется проект подготовки магистрантов для последующей работы именно в этих компаниях. Каждому магистранту предлагается разработать конкретный проект, который интересен для компании. Вот таким образом магистранты сочетают обучение в магистратуре с работой в компании.
Совместно с работодателями используются активные методы обучения, такие, как деловые игры, открытые защиты курсовых проектов и магистерских диссертаций. Студенты в процессе обучения в магистратуре апробируют результаты научных исследований в форме публикаций и выступлений на конференциях и участвуют в реализации коммерческих проектов как участники команды вместе с преподавателями и аспирантами.
Проектно-ориентированный подход направлен на выполнение магистрантами проектов, ориентированных на развитие актуальных, уникальных и дефицитных профессиональных компетенций, как, например, творческое мышление.
‑ Что скажете в целом по итогам стажировки?
‑ Я сделала несколько важных выводов.
Первый. В рамках непрерывности бухгалтерского образования необходима координация программ вузовского бухгалтерского образования и программ повышения квалификации, что позволит магистрантам иметь возможность получать сертификацию в университете при наличии практического опыта. Следует считать актуальным вопросом аккредитацию университетских программ с международными сертифицированными программами АССА и CIMA и др.
Второй. Подготовка специалистов по корпоративной отчетности должна быть ориентирована на магистерские программы, путем включения в учебные планы специальных дисциплин или реализации отдельных магистерских программ, таких, как «Интегрированная отчетность».
Третий. Для того, чтобы создать стимулы для поэтапных инвестиций в развитие человеческого капитала, необходим проект « Обучение в цепочке формирования высококачественной корпоративной отчетности». Это позволит подготовить группу профессоров, которые смогли бы разработать соответствующие программы, учебные планы, методики преподавания курсов, согласовать общие требования к научному уровню написания квалификационных работ и впоследствии передавать эти знания студентам и профессиональному сообществу бухгалтеров.
Четвертый. В рамках стажировки я провела серию встреч с учеными США, Австралии, Франции, Нидерландов, Украины, Белоруссии, Индии, других стран по обсуждению вопросов бухгалтерского образования. И практически всеми была высказана большая заинтересованность в творческом сотрудничестве по этим вопросам с КФУ.
И, наконец, пятый и самый важный вывод. Базовым университетом для реализации проекта « Обучение в цепочке формирования высококачественной корпоративной отчетности» для многих регионов страны мог бы выступить Казанский федеральный университет при содействии таких международных организаций, как IAESB, IFRS Education Initiative, IASB, IFAC, ACCA, CIMA.
‑ Спасибо за интервью, Роза Григорьевна. Желаем Вам удачи и дальнейших творческих успехов на научном поприще!