В рамках создания системы открытого образования КФУ по поручению ректора И.Р.Гафурова проводятся семинары-совещания для всех заинтересованных структурных подразделений (16-го января 2014 г. рассматривались вопросы, связанные с реализацией пилотного проекта в Институте фундаментальной медицины и биологии и в Институте физики, 17-го – в Институте управления и территориального развития, Институте экономики и финансов и на Юридическом факультете КФУ).
23-го января состоялось обсуждение организационного этапа Пилотного проекта с представителями гуманитарного направления: Института международных отношений, истории и востоковедения, Института массовых коммуникаций и социальных наук, Института филологии и межкультурной коммуникации, Института психологии и образования, Философского факультета, Елабужского и Набережночелнинского филиалов КФУ.
Директор ДРОР Галина Ившина пояснила, что первой задачей формирования системы открытого электронного обучения в КФУ является создание открытого Каталога основных образовательных программ (учебных планов и рабочих программ дисциплин). Это мероприятие имеет две цели: во-первых, это позволит студентам КФУ «параллельно» обучаться на других направлениях – дистанционные технологии открывают для этого широкие возможности. Вторая цель – «выход» образования за стены Казанского университета, широкое предложение образовательных программ на внешнем рынке, с одной стороны, и использование передового мирового опыта, внедрение в учебный процесс в КФУ открытых образовательных ресурсов от ведущих университетов мира – с другой. Основой здесь также является использование современных образовательных технологий, а именно – системы управления обучением (в КФУ таковой является LMSMOODLE), предполагающей применение интерактивных методов обучения с использованием сети Интернет.
Очевидно, что на институты и факультеты возлагается большая ответственность за своевременное качественное выполнение всех предусмотренных проектом работ. Это возможно лишь при условии правильной организации работы внутри институтов и кафедр, хорошего взаимодействия между подразделениями университета.
Было уделено особое внимание одному их основных принципов создания системы открытого электронного обучения в КФУ - переходу от количества электронных образовательных ресурсов к их качеству: «Было бы ошибкой использовать MOODLE лишь как хранилище файлов – возможности системы позволяют применять самые разнообразные виды педагогического дизайна, обеспечивающего различные виды и формы обратной связи в процессе обучения, делающие учёбу более интересной и привлекательной для студентов».
В качестве наглядного примера эффективного использования MOODLE был продемонстрирован дистанционный курс, разработанный начальником Отдела организации дистанционного обучения Центра дистанционного обучения ДРОР Викторией Устюговой – «Теория и практика использования LMSMOODLE в обучении». Этот курс рассчитан на ППС КФУ, изучающих MOODLEс «нуля»; итогом же их двухмесячной работы является полноценный электронный курс в поддержку преподаваемой дисциплины. Курс открыт для преподавателей КФУ, желающих изучить MOODLEдистанционно или освежить ранее полученные знания.
В ходе обсуждения было отмечено, что при разработке электронного курса следует иметь в виду его «двоякое» назначение – с одной стороны – «внутреннее» использование в учебном процессе в КФУ (для чего и необходимо применение всего разнообразия возможностей, предоставляемых системой MOODLE), с другой стороны – ориентация на «внешний мир», как одна из целей проекта. В этой связи важно наличие «визитной карточке» электронного курса, доступной (всем Интернет-пользователям) в Каталоге электронных курсов КФУ – это метаданные курса, аннотация, краткий конспект лекций (где по каждой теме перечислены основные вопросы, существующие подходы к их решению, источники информации) и небольшая (не более 5 минут) видеопрезентация. В качестве одного из наиболее удачных в этом отношении электронных курсов был продемонстрирован электронный курс «Экология животных» профессора кафедры прикладной экологии Института экологии и географии Владимира Зобова.
Заместитель директора ДРОР Рамиль Валитов сделал презентацию лучших образцов видеопрезентаций электронных курсов от ведущих международных университетов.
В заключении семинара было принято решение о создании на Портале электронного обучения КФУ отдельного раздела по Пилотному проекту.